Концепции управляемости и неуправляемости конфликтами

Особенности управления конфликтами во многом опре­деляются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конф­ликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о харак­тере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготов­ки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо со­брать максимально разностороннюю, подробную содержатель­ную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вме­шательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.

Регулирование конфликтов требует соблюдения еще одного принципа. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, из­бегания конфронтации. Желательно не менять радикальным об­разом содержание развития событий, а сделать так, чтобы фор­ма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной; не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтом - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития' и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Существует две точки зрения на возможность управления кон­фликтом: первая группа авторов, коих абсолютное большинс­тво, считают, что управление конфликтом - это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с це­лью снижения остроты, последующей минимизации конфлик­та и его разрешения. С. Хилл, В. Ури, Б.Л. Ерёмин утверждают объективную неуправляемость конфликта. Создание системы разрешения конфликта похоже на создание системы контроли­рования дождей. Как и ливень, конфликт неизбежен. Кроме того, эта деятельность не всегда возможна, а иногда вообще не стоит вести конфликт к его разрешению, иногда достаточно его завер­шить на каком-то этапе.

Факторы неуправляемости конфликта (по Л. Гринхелгу):

• одна или обе стороны могут желать продолжения конф­ликта;

• эмоциональные отношения сторон таковы, что конструк­тивное взаимодействие невозможно;

• конфликт есть верхушка айсберга, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.

Факторы неуправляемости конфликта (по Л. Крисбергу):

• участники рассматривают свои интересы как взаимоис­ключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

• различия в восприятии сути конфликта связаны либо с из­начальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

• институциализация конфликта, которая его определенным образом консервирует.

Факторы управляемости конфликта (по Р. Дарендорфу и М. Дойчу):

• признание участниками самого факта конфликта, призна­ние существующих разногласий, а также нрава сторон на свои позиции;

• организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

• согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: