Этапы управления конфликтом

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагно­стику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослаб­ление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управ­ляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта. Деятельность по управлению конфлик­тами более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнару­жена проблемная ситуация, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Забла­говременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогно­зированием.

Прогнозирование конфликта этап выявления его воз­можных причин и потенциального развития. На этом этапе не­обходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении. Исследования психологов показывают, что точ­ный прогноз проблемной ситуации в отношениях людей играет немалую роль в недопущении ее эскалации и, следовательно, успешном разрешении.

Прогнозирование конфликтов для различных их типов может быть представлено в общем виде (см. табл. 4):

Таблица 4

Тип конфликта Направления прогностических действий
Межличностная сфера Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто официальная фор­ма общения, критические высказывания к адрес соперника и др.)
Сфера внутри-групповых инте­ресов Изучение индивидуально-психологических особенностей со­трудников. Изучение и анализ общественного мнения, группо­вых мо1ивоии ценностей
Межгрупповое взаимодействие Постоянное взаимодействие но всем коммуникационным ка­налам с внешними организациями. Работа с лидерами в мик­рогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входя­щих к структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцептом на противо­поставление «Они» и т.п.)

Предупреждение (профилактика) конфликта. Предупре­дить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Однако проблема конструктивного разрешения конфликтов, ка­жущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не явля­ется таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктив­но разрешенный конфликт.

Принципы профилактики конфликта:

1. Не стоит пытаться прогнозировать и предупреждать те кон­фликты, которые не имеют к вам непосредственного отношения. Это должен делать специалист.

2. Не блокировать развитие противоречия, а стремиться раз­решить его.

Существуют следующие способы работы с конфликтом на интраперсональном уровне.

Клиентоцентрированная терапия К. Роджерса вместо па­циента обращается к клиенту, а вместо конфронтации предлагает эмпатию и конгруеэнтные отношения, в которых клиент пытается не решать проблему прошлого, а развивать свою сегодняшнюю индивидуальность.

Гешталып-терапия Ф. Перлза предполагает диалог разных частей «Я» между собой. В этом диалоге разыгрывается взаимо­действие двух сторон личности нападающей и защищающейся. Клиенту предлагается сидеть по очереди на разных стульях и вес­ти диалог с разными сторонами своего «Я». Цель завершение ситуаций, называемых гештальтами, которые мешают человеку идти дальше и жить полноценной жизнью.

Экзистенциальная психотерапия В. Франкла, Р. Мэя, Л. Бинсвангера, И. Ялома предполагает стремление преодолеть конфликт индивида с данностями существования, т.е. глубинных структур личности и ее конкретных обстоятельств: смерти, сво­боды, бессмысленности бытия и изоляции.

Поведенческая терапия или когнитивистски переработан­ный бихевиоризм. Здесь можно говорить о практике современной рационально-эмотивной терапии (А. Эллис, Р. Мак-Маллин). Ме­тоды управления эмоциями: изменения процесса восприятия, за­пускающего образа, эмоционального состояния, внешнего пове­дения, эмоционального последствия.

Технологии эффективного поведения и общения связаны прежде всего с исключением конфликтогенов из сферы обще­ния. СМ. Емельянов отмечает две из них: не используйте конфликтогенов в общении; не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика; эффективное управление социаль-

ной системой как превентивная (стратегическая) форма предуп­реждения конфликта (см. табл. 5).

Таблица 5

Тин конфликта Форма профилактических действий
Межличностная сфера Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры: выстраивание отношений по типу пристройки, откач от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение усло­вий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т.п.
Сфера впутри-групиовых инте­ресов Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидер­ство, социометрические оценки и т.п.). Знание и анализ ран­них симптомов скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей личности, крити­ческие высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конф­ликтующей личностью). Преодоление нарушения групповых норм, высокомерия.
Межгрупповое вчаимодействие На основе углубленного анализа причин и факторов назрева­ющего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зрею­щею конфликта

Иногда руководителю, напротив, приходится принимать ре­шение о необходимости стимулирования конфликта с целью ак­тивизации общественной жизни, переориентации конфликтной энергии в более мирное русло и т.д.

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокуп­ность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по его преодолению с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства, методы, действия.

Основные технологии на этом этапе структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регули­рование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфлик­тного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологии смяг­чения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.

1. Выбор средств регулирования: использование силы; пос­редничество; прямые переговоры.

2. Выбор методов регулирования: уклонение; компромисс-насилие; группы методов: правовые, административные, поли­тические, нравственные, эстетические, религиозные, психологи­ческие.

3. Реализация решений.

4. Анализ последствий.

Структурные методы регулирования конфликта:

• изменение структурных факторов, состава участников конфликта;

разъяснение требований к работе, составление должнос­тных инструкций, распределение прав и ответственности по уровням управления;

• координационные и интеграционные механизмы, создание структурных подразделений в организации, которые могут вме­шаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;

использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комис­сии);

разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);

увеличение доступных ресурсов;

экспертные методы;

• использование координационных механизмов, систем воз­награждения и поощрения.

Завершение конфликта - заключительный этап управления. Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразде­ляются на самостоятельные или вмешивающиеся, т.е. с исполь­зованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: