Бортового оборудования

Цель контрольных испытаний – проверка соответствия изготовленных в серийном производстве самолетов установленным технологическим условиям или эталонному образцу, прошедшему соответствующие испытания (заводские, министерские, государственные). Полностью собранное бортовое оборудование проверяют на работоспособность и функциональное взаимодействие всего комплекта системы самолета на контрольно-испытательной станции, а непосредственную подготовку самолетов к испытаниям в воздухе проводят в аэродромном цехе (летно-испытательной станции).

Методы и средства, применяемые при контроле бортового оборудования на контрольно-испытательной станции, аналогичны методам и средствам контроля бортового оборудования в агрегатных цехах.

На контрольно-испытательных станциях проводят:

1) отработку электро-, радиооборудования и приборов самолета (ЭРО), для чего проверяют:

- работу электрооборудования самолета;

- работу автопилота и синхронность отклонения органов управления;

- герметичность барометрических приборов;

- работу и настройку радиостанций по всем диапазонам и режимам на работающую радиостанцию, на двустороннюю связь, на прием и передачу;

- работу внутрисамолетной связи;

2) проверку работы радиолокационного оборудования самолета, наладку и настройку его по техническим требованиям и условиям;

3) проверку системы управления самолетом: положение и синхронность отклонений рулей, элеронов и штурвалов; отклонения триммеров, элеронов и рулей и сигнализацию механизмов управления триммерами;

4) отработку шасси, для чего проверяют:

- подъем и выпуск шасси с замером времени, последовательность работы и сигнализацию;

- аварийный выпуск шасси с замеров времени;

- работу тормозной системы самолета, раздельное и одновременное растормаживание и затормаживание колес.

Основная масса контрольной оснастки и стендов контрольно-испытательной станции благодаря своей универсальности аналогична контрольному оборудованию, применяемому в цехе окончательной сборки. Однако отдельные операции по отработке и контролю систем на функционирование в КИС выполняют контрольно-испытательной аппаратурой, отличной от применяемой в цехе окончательной сборки. Например, для проверки работоспособности электроцепей и автоматики переключения используют пульт с автоматической сигнализацией о неисправности в проверяемой электросистеме. При помощи пульта можно проверить электроцепи обогрева аккумуляторов, управления сиденьем пилота, противопожарной системы, обогрева гермошлема, термопар и их сопротивления, обогрева кабины и т.д. При проверке стенд с источником электроэнергии подключают к бортовой розетке аэродромного питания, а технологически (переходные) жгуты пульта – к разъемам проверяемых цепей. При включении соответствующих переключателей на пульте и кабине самолета по контрольному амперметру и сигнальной лампочке на пульте проверяют работоспособность электроцепи.

Для отработки гидросистемы на функционирование применяют универсальный стенд, при помощи которого можно также проверить герметичность топливной системы и кабины пилота. При испытании на герметичность воздух в кабине пилота подается через штуцер патрубка наземной вентиляции, с которым связан электроконтактный манометр для замера давления в кабине. Сигнализатор давления сблокирован с электропневмоклапаном, обеспечивающим дренаж при повышении давления на входе в кабину. Для автоматического определения времени спада давления в кабине на стенде установлен электросекундомер, сблокированный с электропневмоклапаном наполнения кабины и с электроконтактным манометром. Перед отработкой гидросистемы на функционирование самолет необходимо установить на гидроподъемник. Управление гидравлическими агрегатами при этом осуществляется из кабины пилота.

Контрольно-испытательная станция должна быть оборудована девиационной площадкой, а также транспортными машинами, тягачами, специальными снегоуборочными и поливочными машинами, топливо- и маслозаправщиками, электрокарами, тележками для перевозки баллонов, аккумуляторов и других грузов.

Рабочие места для отработки систем самолета, помимо специфических контрольных средств, оснащены типовым оборудованием: гидроподъемниками, стремянками, козелками, тормозными колодками, источниками питания электроэнергией и воздухом, передвижными аэродромными компрессорами, аккумуляторными батареями и т.п. Это оборудование может быть стационарным или подвижным. В зависимости от класса самолетов, находящихся в отработке, меняется состав наземного оборудования, которым оснащается каждое рабочее место.

После отработки, контроля и регулирования отдельных систем самолет транспортируют на девиационную площадку, где проверяют по пеленгатору и корректируют показания магнитных, гидромагнитных приборов и радиокомпасов. Для списывания девиации компасов самолет устанавливают на поворотном круге. Далее определяют полетную массу и положение центра масс самолета, взвешивая его в двух или более вариантах загрузки (пустой самолет с несъемным оборудованием и полностью загруженный). Одним из основных путей повышения качества испытаний и надежности самолетов (вертолетов) является применение автоматических объективных средств автономного и комплексного контроля и испытания бортового оборудования.

Применяются различные принципы проверок при помощи автоматических устройств. Самый простой – проверка по принципу «да – нет». Если стенд не показывает дефектов, то он как бы отвечает «да», т.е. принимает контролируемую систему. Если стенд обнаруживает дефект, он автоматически прекращает проверку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: