Практические задания. Задача 5.1. Известно, что 20% клиентов обеспечивают 80% прибыли компании

Задача 5.1. Известно, что 20% клиентов обеспечивают 80% прибыли компании. И для того, чтобы выявить эти 20% клиентов, необходимо провести анализ. Но существует такое понятие, как «перспективный клиент». И после анализа «20:80» он может «затеряться». Разработайте критерии, по которым будут отбираться «перспективные клиенты», например, для консалтинговой компании.

Задача 5.2. Вспомните какой-либо товар длительного пользования, который вы приобретали сами. Постарайтесь восстановить процесс совершения выбора, которому вы следовали, источники информации к которым вы обращались, и ваш подход к решению этой проблемы.

Используйте при этом следующие знания:

1) Этапы процесса покупки;

2) Информационные издержки на просмотр, на восприятие, на оценку;

3) Источники информации;

От чего зависит потребность в дополнительной информации.

Задача 5.3. Адаптация компаний к изменению покупательского поведения.

1) В обществе проявляется тенденция к сокращению времени на приготовление пищи. Какие тенденции произойдут на рынке потребительских товаров и товаров производственного назначения? Как должны реагировать производители и сбытовые организации на такое изменение потребительского поведения?

2) Отмечено, что жители городов стали больше бодрствовать в ночное время. Какое влияние на рынок оказывает эта тенденция? Назовите максимальное количество изменений, которые могут произойти на рынках товаров и услуг и должны быть учтены производителем и продавцом.

Задача 5.4. Анализ отношения потребителей к товару с помощью модели Финшбейна

Пример

Рассчитайте отношение потребителя к товару по приведенным ниже показателям, укажите интервалы возможных оценок и определите, в какой интервал входит мнение респондента, заполнявшего данный оценочный лист.

Отрицательная характеристика -3 -2 -1 0 1 2 3 Положительная характеристика
1 Неудобный           *   Удобный
2 Ненадежный           *   Надежный
3 Неадекватная цена   *           Адекватная цена
4 Непривлекательный дизайн *             Привлекательный дизайн

Респондент оценил характеристики товара следующим образом: удобство — 2 балла, надежность — 2 балла, цена — 2 балла, дизайн — 3 балла.

Решение

Применение этого метода требует предварительной оценки потребителями основных характеристик товара с помощью семантического дифференциала: респондент заполняет оценочный лист, любым значком отмечая оценку предложенных характеристик товара по шкале от -3 до 3 баллов.

Формула Финшбейна показывает сумму оценок потребителем j выделенных характеристик товара (в данном случае их количество п = 4):

где Аj – отношение респондента j к тестируемому товару;

Вi j – «сила» мнения респондента j, что товар (услуга) имеет характеристику i;

еij – оценка характеристики i респондентом.

Сила мнения — это модуль положительных или отрицательных оценок: |1|— потребитель воспринимает характеристику как слабо выраженную, |2| — потребитель воспринимает характеристику как явно выраженную, |3| — характеристика выражена в высокой степени.

Формула Финшбейна позволяет сравнивать отношение потребителей к товарам с одинаковыми характеристиками, предлагаемым разными компаниями, определять, какие характеристики вызывают больше позитива или негатива у потребителя.

Респондент оценил характеристики товара следующим образом: удобство — 2 балла, надежность — 2 балла, цена — 2 балла, дизайн — 3 балла.

Оценка товара респондентом, чьи ответы приведены в таблице выше, будет равна –5. При условии, что товар оценивается по четырем характеристикам, максимальная оценка может быть 36 баллов, а ми­нимальная –36. Исходя из этих крайних значений, можно выделить три интервала отношения потребителя:

[–36; –12] – отрицательное;

[–12; 12] – безразличное;

[12; 36] – благожелательное.

В целом отношение потребителя j к оцениваемому товару нейтральное.

Задание. По данным оценочного листа рассчитайте отношения каждого из респондентов Аj к товару, среднюю оценку товара всех пяти респондентов и сумму оценок по каждой характеристике. Сделайте вывод, какие характеристики товара воспринимаются потребителями позитивно, какие — нейтрально, а какие негативно

Номер респондента Оценка характеристики / респондентами Сила мнения респондентов, что товар имеет характеристику / Отношение респондентов
i=1 i=2 i=3 i = 4 i=1 i = 2 i= 3 i = 4 к товару, Аj
      -1 -2          
      -2 -2          
        -3          
      -2 -3          
      -2            

Дополнительная литература по теме:

1. Третьяк О. А. Ценность клиента в течение его жизненного цикла: развитие одной из ключевых идей маркетинга взаимодействия // Российский журнал менеджмента, 2011, Том 9, № 3, с. 55-68

2. Мельник М.В. Маркетинговый анализ: учебник / М.В. Мельник, С.Е. Егорова. – М.: Рид Групп, 2011. – 384 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: