Совокупности факторов, которые фирме необходимо учитывать при разработке маркетинговых мероприятий, составляют маркетинговую среду, включающую микро- и макросреду маркетинга.
Студенту в данном разделе необходимо провести анализ маркетинговой среды предприятия, используя рисунок 2.2.
- микросреда; - макросреда
Рисунок 3.1 - Микро- и макросреда маркетинга
Для этого целесообразно ответить на следующие вопросы:
- Частью каких отраслей является деятельность предприятия?
- Какие тенденции наблюдаются в этих отраслях на региональном и национальном уровне?
- Какова роль предприятия в экономике города, края, страны?
Источниками информации могут служить периодические печатные издания экономической ориентации («Экономика и жизнь», «Финансовые известия», «Бизнес» и др.) и отраслевые журналы («Лесное хозяйство», «Лесная промышленность», «Деревообрабатывающая промышленность» и др.).
Важной является оценка экономической ситуации в стране. Особого внимания заслуживают неблагоприятные факторы общеэкономической и отраслевой конъюнктуры: инфляционный рост затрат на сырье и материалы, разрыв прежних хозяйственных связей, отсутствие источников инвестиций, дороговизна коммерческих кредитов, падение платежеспособности потребителей.
При анализе текущей ситуации должна быть дана оценка маркетинговых опасностей и возможностей.
Маркетинговые возможности – это направления маркетинговых усилий, на которых предприятие может добиться преимуществ.
Под опасностями понимают осложнения, которые могут возникнуть при неблагоприятных тенденциях и привести к подрыву позиций товара на рынке. Такими опасностями могут быть появление нового товара или нового способа удовлетворения потребности, изменение законодательства, введение новых налогов, изменение политической ситуации и так далее.
На основе анализа текущей ситуации вырабатываются цели маркетинга, вытекающие из стратегических целей фирмы. Цели могут определять сферу деятельности предприятия: потребности, которые оно будет стремиться удовлетворить; используемые технологии; границы деятельности. Целью может являться выживание в условиях конкурентной борьбы, поддержание высокого престижа, максимизация прибыли или минимизация убытков.
Для завоевания прочного положения на рынке предприятие должно рассматривать выпускаемые им изделия и предлагаемые услуги как средства удовлетворения конкретных конечных потребителей, как средство решения их проблем.
Исходя из имеющейся информации о предприятии, его месте на рынке, студент определяет цель бизнеса.
Таблица 3.1 – Цель бизнеса
А. Сектор отрасли: |
1. Самый узкий 2. Следующий уровень 3. Самый широкий |
Б. Фирма удовлетворяет следующие потребности клиента: |
1. 2. 3. 4. и так далее |
В. Основные преимущества, которые может предложить фирма: |
1. 2. 3. 4. и так далее |
Г. Цель бизнеса: |
В узком понимании сектор отрасли представлен конкретными видами продукции или услуг, применительно к которым в последующих разделах курсового проекта будет разрабатываться комплекс маркетинга по отдельным направлениям.
Следующий уровень – наименование отрасли (лесное хозяйство, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность и др.). В широком понимании – это либо производство товаров, либо оказание услуг, либо НИОКР и т.п.
К числу потребностей клиента, которые удовлетворяет фирма, можно отнести: широкий ассортимент, высокое качество товаров, долговечность, привлекательный стиль, приемлемые цены, условия поставок, систему скидок и др.
Основными преимуществами фирмы можно считать оригинальную технологию, широкий охват рынка, невысокий уровень цен, экологичность продукции, своевременную доставку, репутацию, финансовую устойчивость и т.п.