Студенту необходимо дать оценку степени маркетинговой ориентации предприятия с использованием критериев, представленных в таблице 2.2. На основе анализа следует определить какого подхода в ведении бизнеса в большей мере придерживается исследуемое предприятие: сбытового или маркетингового. Предприятие может сочетать черты того и другого подходов, поэтому студент делает аргументированную оценку по каждому из представленных критериев – каково положение дел на предприятии.
Таблица 2.2 – Различия в деятельности предприятий со сбытовой и маркетинговой ориентацией
№ п\п | Концепция Параметр | Сбытовая ориентация (интенсификация коммерческих усилий) | Маркетинговая деятельность |
Основной объект внимания | Товары | Нужды потребителей | |
Ассортимент продукции | Узкий | Широкий | |
Производствен-ный процесс | Жесткий. Определяется тем, что нужно производить. | Максимально гибок. Определяется потребностью и емкостью рынка. | |
4. | Упаковка товара | Только как средство хранения товара. | Средство формирования спроса, стимул сбыта, только в последнюю очередь – тара. |
Производство товара | Ведущая роль принадлежит конструкторам и технологам. | Главную роль играют экономисты и дизайнеры | |
Ценовая политика | На основе расчета издержек производства | Специальные цены с учетом действий конкурентов | |
Научные исследования | Усовершенствование выпускаемой продукции без учета конкуренции | Анализ рынка, покупателей, конкурентов для разработки конкурентной продукции | |
Конкурентоспособность товара | Оценивается через призму продажной цены | Рассматривается через призму цены потребления | |
Горизонт перспективного планирования | Преимущественно краткосрочный | Преимущественно долгосрочный | |
Задачи производства | Продать то, что удалось произвести | Производить только то, что будет продано | |
Конечная цель | Получение прибыли за счет снижения себестоимости продукции и роста объема продаж | Получение прибыли за счет обеспечения удовлетворения потребностей покупателей. |
По оценкам специалистов в экономической литературе дается около 2000 определений понятия маркетинга.
|
|
Некоторые работники предприятия отождествляют маркетинг со сбытом и стимулированием.
Согласно традиционной концепции сбыта, характерной для низкого уровня развития производства, инженеры проектируют продукт, производственные подразделения подготавливают его, а персонал, занимающийся сбытом, должен продать.
Согласно концепции маркетинга, весь процесс деятельности предприятия начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые признаны обеспечить надежный базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.
|
|
Концепция маркетинга отражает ориентацию предприятия на теорию суверенитета потребителя. Маркетинговая ориентация возникает лишь тогда, когда рынок продавца превращается в рынок покупателя.
В общем виде маркетинговая деятельность может быть представлена «треугольником» маркетинга.
Рынок
Фирма Потребители
(производитель) (клиенты)
Рисунок 2.1 – Треугольник маркетинга
Маркетинг – это анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции.