• основана на понимании неразрывного единства языка и культуры в широком смысле этого слова;
• постулирует значительную зависимость мышления от языка. Способ познания мира зависит от того, на каких языках мыслят познающие субъекты.
«Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. …мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном – языковой системой, хранящейся в нашем сознании» (Б.Л. Уорф. Отношение норм поведения и мышления к языку)
«… «реальный мир» в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы. … Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения» (Э.Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологи)
Эдвард Сепир «Язык. Введение в изучение речи »: «Культуру можно определить как то, ЧТО данное общество делает и думает. Язык же есть то, КАК думают».
|
|
Язык – мышление – культура
Язык как средство общения людей и сформированная с его помощью культура данного общества находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, что и определяет их развитие.
«Все мы созданы языком и заложенной в нем культурой, доставшейся нам от многих поколений предков. Мы не выбираем ни родной язык, ни родную культуру, ни место, ни время рождения. Мы входим в мир людей, и язык немедленно начинает свою работу, навязывая нам представление о мире (картину мира), о людях, о системе ценностей, о способах выживания. У нас по-прежнему нет выбора.
Мы пленники своего языка. Сопротивление бесполезно, язык – умелый и опытный мастер, «инженер человеческих душ» - уже сотворил миллионы своих подданных и непрерывно творит новых».
(С.Г. Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004, с. 348.)
Язык – объективный и неподкупный хранитель и свидетель культуры.