Мораль, нравственность и нравы светских феодалов. Институт рыцарства

Как подчеркивает В. И. Уколова: «…общеизвестно, что рыцарство как особый слой средневекового общества в Западной Европе сложилось лишь к XI в., а достигло своего расцвета в XI–XIII вв. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга – от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей, которых с XII в. становилось все больше, было привилегированной социальной кастой. Сами рыцари считали себя „цветом мира, высшим слоем общества“».

К XI–XII вв. сложилась вся система связей и отношений, в которых воспитывался, жил и действовал рыцарь – от детских лет до посвящения в рыцари (в 18 или 21 год). До десяти лет его воспитывал отец, а с десяти лет он становился пажом при дворе сюзерена отца, продолжая обучаться умениям, необходимым для рыцаря, – это обучение продолжалось и в отрочестве, когда он становился оруженосцем своего сюзерена. Главными умениями считались плаванье, езда верхом, владение копьем и мечом, игра в шахматы и слагание стихов в честь прекрасной дамы. Когда юноша достигал соответствующего возраста и выказывал достаточные навыки в военных искусствах, наступало время посвящения в рыцари.

Несколько дней новик (оруженосец) соблюдал строгий пост, каялся в своих грехах; затем должен был провести ночь в церкви; наутро старые рыцари, его восприемники, вели новика в баню, после которой, надев ему на шею перевязь с мечом, «укладывали его в постель и покрывали простым белым полотном, а иногда и черным сукном, в знак того, что он прощался со сквернами мира сего и вступал в другую, новую жизнь». Затем в церкви в присутствии родственников, восприемников, друзей и соседей священник благословлял его меч и читал по-латыни псалмы и приличествующие моменту поучения. После молитвы юношу облачали в парадные одежды. Будущий рыцарь отправлялся к месту посвящения, где выслушивал, стоя на коленях, обедню, а после нее ему зачитывали рыцарские законы, в которых были соединены обязанности рыцаря перед богом, сюзереном, товарищами по рыцарскому братству и перед всеми «добрыми христианами».

К числу главных добродетелей рыцаря относились верность христианству, верность своему государю, верность данным обетам, защита слабых и униженных, готовность прийти на помощь сотоварищам – и «да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою». Особое место занимало в рыцарском кодексе служение прекрасной даме. Но, пожалуй, в действительности на первом месте оказывалась забота о рыцарской чести. Оскорбленный рыцарь, дабы честь его не была запятнана, обязан был смыть оскорбление кровью обидчика. Отсюда рыцарские поединки – предтеча дворянских дуэлей. Рыцарь, не бросивший перчатку в лицо оскорбителю, утрачивал уважение остальных и зачастую изгонялся из рыцарства, что было хуже смерти.

При всей скрупулезности и тщательности разработки кодекса рыцарской чести, он, как и любой моральный кодекс, формулировал идеальные нормы, нормы-образцы, говоря современным языком, «ставил верхнюю планку», до которой далеко не всегда «дотягивали» реальные – во плоти и крови – рыцари.

В быту рыцари отличались грубостью и несдержанностью в проявлении чувств, что проявлялось в отношении к женщинам: служение прекрасной даме уживалось с деспотическим отношением к собственным жене и детям. Измены и прелюбодеяния сочетались с требованием покорности и верности от супруги.

Для позднего Средневековья характерна большая утонченность нравов, усложнение придворного этикета, однако грамота и письмо по-прежнему не входили в число умений рыцарей.

В отношениях с теми, кто был вне круга рыцарства, преобладали высокомерие, убежденность в своем прирожденном превосходстве.

Впрочем, на путь истинный, достойный доброго христианина, наставлял рыцаря духовный пастырь – священник и духовник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: