Методология исследования эффективности управленческой деятельности руководителя подразделения ПО ФСБ России под воздействием его авторитета

Для исследования эффективности управленческой деятельности руководителя подразделения можно использовать различные методы, в том числе наблюдение, индивидуальная беседа, анализ документов, метод обобщения независимых характеристик и анкетный опрос (по бланкам СП-1 и СП-2). С их помощью мы можем объективно оценить субъективное восприятие внутриколлективных отношений, удовлетворения сотрудниками подразделения друг другом, а так же тот факт, влияет ли авторитет командира подразделения на эффективность управленческой деятельности. При изучении воинских коллективов необходимо определить содержание социально-психологических процессов проходящих в нем.

Одной из методик, позволяющих решать вышеперечисленные задачи, является методика «Сплочение воинского коллектива» («СП»).

Методика «СП» позволяет:

- определить содержание социально-психологических процессов происходящих в воинском коллективе, отслеживать их динамику, своевременно выявить возможные «очаги напряженности» во взаимоотношениях военнослужащих;

- иметь реальную оценку сплоченности воинских коллективов, проводить сравнительный анализ положения дел в подразделениях на объективной основе;

- выявить неофициальную структуру подразделений (количество и состав микрогрупп, на основе чего они сложились, их направленность и степень сплоченности; лидеров коллектива, степень и масштаб их влияния; «изолируемых» и «изгоев»);

- уточнить степень авторитетности сержантского состава в коллективе, их соответствие должностному статусу, а также круг кандидатов на замещение вакантных сержантских должностей;

- повысить эффективность оперативно-служебной деятельности, опираясь на полученные данные о психологической совместимости военнослужащих при подборе состава пограничных нарядов, различного рода команд;

- активизировать развитие дружеских, товарищеских отношений в воинском коллективе, предметно проводить профилактическую работу с военнослужащими «группы риска»;

- конкретизировать воспитательную работу в ее групповых и индивидуальных формах.

Данное исследование, как правило, проводится в несколько этапов.[25]

На первом этапе анализируются особенности охраны государственной границы на участке подразделения; изучаются документы, характеризующие показатели выполнения подразделением поставленных задач; заслушивается доклад заместителя командира о морально-психологическом состоянии личного состава, положении дел по воинской дисциплине и проблемах воспитательной работы. В последующем, с офицерами и прапорщиками из числа должностных лиц проводятся индивидуальные беседы, в ходе которых организуется сбор и обобщение экспертных оценок по вопросам:

- какие микрогруппы существуют в коллективе, их состав, кто их возглавляет, какова направленность их функционирования;

- ранг авторитетности сержантов (кто самый влиятельный, кто менее авторитетен, кто не пользуется авторитетом и силу каких причин);

- кто наиболее авторитетен из числа рядовых воинов, по каким критериям дается эта оценка;

- кто из членов коллектива держится обособленно, либо оказался в относительной изоляции (какова степень обособленности, изоляции и причины неуживчивости в коллективе);

- являются ли старшие пограничных нарядов «ведущими» в составе наряда и какова степень психологической совместимости состава наряда.

На втором этапе изучаются условия службы, быта, настроения личного состава. Методом наблюдения, путем проведения индивидуальных бесед выясняется, кто конкретно из военнослужащих занимает крайние статусно-ролевые позиции в коллективе: кто наиболее авторитетен, является лидером, а кого следует отнести к категории «отвергаемых», зачислить в «группу риска».

Необходимо обратить особое внимание на выявление военнослужащих, которые в силу каких-то личностных особенностей могут стать или уже являются объектом насмешек, унижений и т.п. Их следует рассматривать как наиболее вероятных кандидатов в «группу риска». Такие личности в любой момент могут быть спровоцированы на различные формы защиты своего личного достоинства, зачастую носящие крайний непредсказуемый характер, вплоть до применения оружия, либо ввергнуты в глубокое депрессивное состояние, чреватое суицидальными действиями, самовольным оставлением части, употреблением наркотических средств.

Диагностическими признаками данной категории военнослужащих могут служить: слабое физическое развитие; различного рода физиологические особенности, низкий рост, цвет волос, несоразмерность и своеобразие черт лица, частей тела и конечностей (ушей, носа, рук, ног), наличие пигментных пятен на кожных покровах; необщительность, неумение выражать свои мысли, чувства либо, наоборот, излишняя болтливость; нарушения дикции (заикание, карта­вость, затруднение в произношении шипящих звуков) или неприятный тембр голоса. Кроме того, в коллективе могут быть негативно восприняты те, кто не освоил общение на распространенном в подразделении сленге, склонные к уединению, к размышлениям и чтению, к частому обращению к письмам. Также, следует взять на заметку военнослужащих, продолжитель­ное время не получающих писем из дома, озабоченных какими-то проб­лемами личного характера.

Собранная информация, будет иметь большое значение при интерп­ретации данных анкетного опроса, для дальнейшего анализа и оценки по­ложения дел в обследуемом подразделении, обеспечит высокую сте­пень конкретизации рекомендаций для последующей работы в подразде­лении.

На третьем этапе проводится анкетирование по бланкам «СП-1»[26], «СП-2»[27] со 100%-ым охватом личного состава (за исключением офице­ров, прапорщиков, а также военнослужащих из числа рядового и сер­жантского состава, находящихся в госпитале или командировках), поэтому оно, как правило, осуществляется в два приема. Интервал в проведении опроса в первой и второй группах воинов не должен пре­вышать 5 часов.

Важным процедурным моментом является сбор заполненных анкет, что продиктовано особенностями методики. Офицер, проводящий анке­тирование, должен внимательно проверить, на каждый ли вопрос дан ответ (особенно на касающиеся дат рождения). Невыполнение этого требования сильно затруднит процесс интерпретации данных, сущест­венно скажется на достоверности и объеме информации.

Имеют место случаи, когда по невнимательности отдельные гра­фы анкеты остаются без каких-либо отметок. Некоторые респонденты затрудняются назвать дату рождения сослуживца (на этот случай, должен быть заранее подготовлен список дней рождения личного сос­тава подразделения, к которому они могут обратиться). Таких воен­нослужащих следует зафиксировать, поскольку этот показатель важен при интерпретации данных и указывает на глубину дружеских контак­тов. При ответе на открытые вопросы недопустимо упоминание фами­лий офицеров и прапорщиков, поскольку в ходе анкетного опроса изучаются взаимоотношения между солдатами и сержантами.

Четвертый этап включает первичную обработку полученной ин­формации с последующим перекрестным анализом данных. Целесообразно придерживаться следующей последовательности.

1-й шаг. Обрабатываются ответы на вопрос 1 по анкете «СП-1». Суть этой операции состоит в том, чтобы наполнить качественную информацию количественными характеристиками.

Составляются социоматрицы, соответственно отражающие предпочтения военнослужащих в сферах оперативно-служебной деятельности и эмоциональных контактов. Каждому выбору, в зависимости от его очередности и общего количества опрошенных в подразделении, присваивается соответствую­щий коэффициент, определенный экспертным способом[28], кото­рый заносится в социоматрицу. В том случае, если респондент не сделал ни одного выбора, в графе примечания делается запись: «Нет выборов доверия к сослу­живцам».

2-й шаг. Определяется состав микрогрупп, их лидеры и харак­тер взаимосвязей военнослужащих, а также лица находящиеся в изо­ляции. Это делается на основе анализа выборов сделанных военнослу­жащими. Путем подсчета суммы баллов в каждой из колонок социомат­рицы определяется степень авторитетности каждого пограничника. Набравшие наибольшее количество баллов военнослужащие являются наиболее автори­тетными личностями в коллективе. Нулевой результат указывает на то, что этому военнослужащему не доверяет ни один из сослуживцев, т.е. на его относительную изоляцию.

Военнослужащие, получившие наибольшее количество выборов сослуживцев, являются лидерами, либо всего коллектива, либо опре­деленной микрогруппы. И если количество отданных выборов говорит о числе его последователей, готовых в определенных ситуациях подчиняться его руководству, то сумма коэффициентов указывает на ранг авторитетности этого лидера. Военнослужащие, сгруппировавшие­ся вокруг одного лидера, как правило, представляют собой микрогруппу (обычно их в подразделении несколько), с той или иной степенью сплоченности.

3-й шаг. Составляются списки:

а) пограничников, которые не доверяют ни одному из сослужив­цев по служебно-боевой сфере деятельности (ситуация «А»);

б) пограничников, которые не доверяют ни одному из сослужив­цев в эмоциональной сфере (ситуация «Б»);

в) пограничников, которым не доверяет ни один из сослуживцев в служебно-боевой сфере (не получивших ни одного выбора по ситуа­ции «А»);

г) пограничников, которым не доверяет ни один из сослуживцев в эмоциональной сфере общения (не получивших ни одного выбора по ситуации «Б»).

Сопоставление списков 1 и 2 позволит выявить лиц, отличающихся недо­верчивостью к сослуживцам, что укажет на их относительную со­циально-психологическую изоляцию.

Сопоставление списков 3 и 4 может позволить выявить лиц, ко­торым не доверяют сослуживцы, что также служит признаком их отно­сительной социально-психологической изоляции.

О глубокой социально-психологической изоляции свидетельству­ет присутствие военнослужащего во всех четырех списках.

4-й шаг. Выводятся обобщенные индивидуальные и групповые коэффициенты восприятия внутриколлективных отношений. Для этого анализируются данные, полученные по пунктам 2 и 3 анкеты «СП-1»[29] и как отношение суммы фактических оценок к максимально возможному, т.е. к 20, вычисляются индивидуальные коэффициенты восприятия внутри­коллективных отношений. После чего, рассчитывается коллективный коэффициент (как среднеарифметическая величина от индивидуальных коэффициентов), который заносится в сводную таблицу[30].

5-й шаг. Анализируются субъективные оценочные мнения воен­нослужащих об удовлетворенности службой в конкретном подразделе­нии. Для чего изучаются данные по четвертому вопросу анкеты «СП-1». Ответы «в другом» - могут указывать на наличие проблем в подраз­делении. Совпадение информации о неудовлетворенности службой в своем коллективе, с данными об отсутствии выборов доверия к этому воину со стороны рядового и сержантского подразделения подразделения, либо с тем, что данный пограничник сам не выбрал ни одного из сослуживцев, позво­ляет предполагать то, что он находится в одной из степеней соци­ально-психологической изоляции. Результаты анализа заносятся в сводную таблицу.

6-й шаг. Обобщается информация по анкете «СП-2». При этом на основе взаимных оценок военнослужащих, анализируется степень их совместимости с учетом биоэнергетических детерминант (по сочетае­мости астрологических стихий – «огненной» и «воздушной», «водной» и «земляной»). Кроме того, оценивается глубина межличностных контак­тов пограничников (знает или нет дату рождения товарища по служ­бе)[31].

При оценке биоэнергетической совместимости следует исходить из того, что к «огненной» группе относятся Овен, Лев и Стрелец, к «воздушной» - Водолей, Близнецы и Весы, а к «водной» - Рыбы, Рак, Скорпион, а к «земельной»" - Козерог, Телец, Дева[32]. Наиболее благоприятный прогноз на взаимодействие людей в следующих группах: 1) Лошадь, Собака, Тигр; 2) Буйвол, Змея, Пе­тух; 3) Дракон, Обезьяна, Крыса; 4) Кабан, Коза, Кот.

Неблагополучные, конфликтные отношения часто складываются между военнослужащими первой и третьей и между воинами второй и четвертой групп.

В последующем результаты анализа степени совместимости рядовых и сержантов можно сопоставить с аналогичными характеристиками офицеров, прапорщиков.

7-й шаг. Заполнение сводной таблицы (на основании результатов анализа).

Целесообразно иметь такую информацию за каждое подразделе­ние, за соединение (часть) в целом и систематически ее накапли­вать. В этом случае, табличные данные, характеризующие уровень сплоченности коллективов подразделений, позволят на объективной основе оперативно делать сравнительный анализ положения дел в различных подразделениях, сопоставлять результаты проводимых в различное время исследований, выявлять тенденции в социально-пси­хологических процессах, составлять прогноз развития воинских кол­лективов, а значит и своевременно определять направления работы, необходимые силы и средства для профилактики преступлений и про­исшествий.

В своей совокупности, включенные в таблицу, параметры доста­точно полно отражают динамику сплоченности воинского коллектива. Наиболее интегрированными, универсальными показателями, позволяющими сопоставлять состояние сплоченности подразделения на различных этапах его становления, являются коэффициенты группово­го и индивидуального восприятия внутриколлективных отношений.

Для того чтобы рассчитать коэффициент индивидуального восприятия внутриколлективных отношений следует сложить выстав­ленные воином оценки по пунктам 2 и 3 (анкета «СП – 1») и их сум­му разделить на 20 (т.е. максимально возможное количество бал­лов). Например:

К (и) = (5+4+3+3)/20 = 15/20 = 0,75.

Коэффициент группового восприятия внутриколлективных отно­шений выводят как среднеарифметическую величину от индивидуальных коэффициентов.

Диапазон колебаний численных значений происходит в интерва­лах:

- для коэффициента индивидуального восприятия внутриколлектив­ных отношений от 0,35 до 1,0;

- для коэффициента группового восприятия внутриколлективных отношений от 0,7 до 0,88.

На пятом этапе проводят собеседование с офицерами и прапор­щиками подразделения, в ходе которого уточняются полученные све­дения и оценочные суждения и выводы, выявляются расхождения во взглядах на идущие в коллективе социально-психологические процес­сы. После чего совместными усилиями вырабатываются оптимальные управленческие решения, с конкретизацией задачи на ближайший пе­риод и на длительную перспективу, с выделением объектов педагоги­ческого воздействия (микрогруппы, отдельные военнослужащие) тре­бующих особо внимания со стороны командиров и начальников.

Таким образом, комплексно используя методы наблюдения, индивидуальной беседы, анализа документов, сопоставления независимых характеристик и анкетного опроса по бланкам «СП-1», «СП-2» возможно определение уровня сплоченности воинского коллектива в подразделении. Также следует заметить, что рассмотренные методики в полной мере соответствуют требованиям проведения эксперимента по сплоченности. Поэтому применение данной методики в практической части работы обоснованно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: