Практические рекомендации по использованию авторитета руководителя подразделения пограничных органов, направленные на повышение уровня эффективности управленческой деятельности

Исследование проводилось в ноябре 2014 года в Пограничном Управлении ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике. Эксперимент был проведен в отделениях, непосредственно охраняющих государственную границу. Контингент составили военнослужащие контрактной службы.

Цель исследования: определить социально-психологические процессы, происходящие в воинском коллективе, определить динамику их изменения.

Задачи исследования:

- определить реальную оценку уровня сплоченности воинского коллектива;

- выявить неофициальную структуру подразделения (количество, состав микрогрупп, их направленность и степень сплоченности, лидеров коллектива, степень и масштаб их влияния, «изолянтов» и «изгоев»;

- уточнить степень авторитетности сержантского состава в коллективе, их соответствие должностному статусу.

Исследование проводилось методом наблюдения, индивидуальных бесед, анализа документов, сопоставления независимых характеристик анкетного опроса по бланкам СП-1, СП-2.

В ходе проведения анкетирования по методике СП-1 собрали «сырые» данные, по которым была составлена социоматрица и проведен расчет коэффициентов субъективного восприятия внутриколлективных отношений (согласно коэффициента индивидуальных выборов в зависимости от количества респондентов[33], для 25 респондентов)[34].

После чего определяем списки:

- пограничники, которым не доверяют ни один из сослуживцев по оперативно-служебной деятельности (ситуация А): Киреев, Федотов, Вахнин, Вакарин.

- Пограничники, которым не доверяют ни один из сослуживцев по эмоциональной сфере (ситуация Б): Киреев, Федотов.

- Пограничники, которым не доверяют ни один из сослуживцев по оперативно – служебной деятельности (не получили ни один выбор по ситуации А): Киреев, Федотов, Вахнин, Вакарин.

- Пограничники, которым не доверяют ни один из сослуживцев по эмоциональной сфере (не получили ни один выбор по ситуации Б): Киреев, Федотов, Вахнин, Вакарин

Сопоставление 1 и 2-го списков выявляет лиц вызывающих недоверие у сослуживцев (Киреев, Федотов), что указывает на их относительную социально- психологическую изоляцию.

Сопоставление 3 и 4-го списков выявляет лиц вызывающих недоверие у сослуживцев (Киреев, Федотов, Вахнин, Вакарин), что так же служит признаком их социально- психологической изоляции.

Присутствие военнослужащих (Киреев, Федотов) во всех четырех группах свидетельствует о глубокой социально- психологической изоляции.

В ходе проведенных индивидуальных бесед определи оценку мнения военнослужащих об удовлетворенности службой в подразделении (подтверждены данными по 4-му вопросу анкеты СП-1)

Отсутствие данных о выборах военнослужащих: Киреев, Федотов, Вахнин, Вакарин, позволяет предположить, что они находятся на одной ступени социально-психологической изоляции.

Анализируя результаты, полученные по методике СП-2, определим данные по психологической совместимости военнослужащих (с подтверждением результатов индивидуальными беседами и наблюдением)

Коэффициент показывает средний уровень индивидуального восприятия внутриколлективных отношений. Таким образом, уровень сплоченности воинского коллектива в целом позволяет эффективно выполнять оперативно-служебные задачи по охране границы.

Неофициальная структура подразделения состоит из микрогруппы во главе с Моховым (5 человек, направленность положительная), микрогруппы во главе с Кудиновым (9 человек, направленность положительная, лидер микрогруппы частично оказывает влияние на деятельность микрогруппы с Моховым), микрогруппа во главе с Кобяковым (3 человека, направленность отрицательная, направленная на уклонение служебных обязанностей «в поисках лучшей жизни»). Изгоями в коллективе являются Киреев, Федотов, Костарнов, Вахнин, что связано с уличением их в воровстве.

Из сержантского состава в коллективе авторитетом пользуется только Кудинов. Остальные сержанты авторитетом не пользуются, должностному статусу не соответствуют.

Сплоченность воинского коллектива представляет интеграцию ценностных, психологических, профессиональных факторов, обеспечивающих продуктивную совместную воинскую деятельность.[35] Базой сплочения является наличие и интегрирование совпадающих в главном взглядов и установок, побуждающих военнослужащих к активному и продуктивному совместному действию. Как развивающаяся система внутри коллективных структур, сплоченность характеризуется согласованностью и устойчивостью компонентов, их организованностью, сложившейся на основе совместной воинской деятельности и общения. Она выступает обобщающим показателем интеграции, которая в ходе углубления обеспечивает системе внутреннюю согласованность, устойчивость и организованность элементов. Сплоченность и её высшая форма – единство характеризует процесс интеграции развития коллективных связей, соответствующий развитию совместной деятельности. Все формы активности человека: деятельность, поведение и общение являются условиями ее формирования и развития. Единство ценностных, эмоциональных, профессиональных установок порождает и корректирует согласованность совместных действий воинского коллектива.

В обычных условиях функционирования коллектива интеграционные процессы скрыты и проявляются в условиях помех, сложных ситуаций. Напряженность в обществе и армейских коллективах актуализировала эти процессы, вызвала переоценку сложившихся стереотипов деятельности, межличностных отношений, ценностных суждений. Всё это отражается на уровне сплоченности воинских формирований. Основные пути сплочения воинских коллективов идут в таких сферах взаимоотношений, как морально-психологическая сфера, военно-профессиональная, межличностная. Развитие коллектива и его сплоченности зависит от изменений в обществе и армии, их глубина ведет к изменению взглядов на профессионализм, организационные и управленческие процессы в военной сфере. При всем этом активное участие в сплочении принимает сержантский состав, от значимости и направленности которого будет зависеть степень сплочения коллектива.

Психология воинского коллектива имеет сложную структуру. Как система, она включает: межличностные отношения, коллективные настроения, коллективное мнение, не всегда совпадающее с общественным мнением, внутри коллективные традиции. Эти компоненты, рассмотренные в единстве, составляют основу сплоченности воинского коллектива и отражают общую тенденцию выхода психо­логии на передовые рубежи науки. Психология каждого конкретного воинского коллектива отражает общественную психологию, но формируется в специфических условиях определенного коллектива, аккумулируя особенности профессиональной совместной деятельности и общения, отражая необходимость повышения профессионализма и достижения высокого уровня сплоченности. Здесь еще раз следует подчеркнуть роль авторитета сержантского состава в формировании сплоченности.

Возросшая роль психологии воинского коллектива в системе ратного труда находит отражение в психологии управления, во всестороннем учете психологии личности военнослужащего, психологическом обеспечении боевой и повседневной деятельности воинских подразделений и частей. Звеном коллективной психологии является дисциплина, ядро которой - психологические механизмы дисциплины личности и коллективные связи, обеспечивающие саморегулирование и механизм властных функций командира.

Как видим, психологическая составляющая в деятельности личности и воинского коллектива играет определяющую роль, её надо учитывать при исследовании особенностей развития сплоченности в процессе профессиональной деятельности. Анализ факторов и условий продуктивной воинской деятельности, обеспечивающей достижения оптимальных результатов, позволяет выявить изменение уровней сплоченности как процесса групповой динамики.

В качестве конкретных показателей сплоченности рассматриваются «уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях и степень привлекательности группы для её членов»[36]. Но, как верно заметил А.И. Донцов, «однозначной связи установить пока не удалось: продуктивные группы отнюдь не всегда характеризуются высоким уровнем взаимных симпатий»[37]. В них много претендентов на лидерство, а единоборство между ними ослабляет сплоченность группы, порождая несколько мелких групп, борющихся за влияние.

Хотя эмоциональный уровень анализа сплоченности и важен, он наиболее за­метен, но его нельзя отрывать от ценностно-ориентационного единства и тем более от ядра групповой структуры-единства деятельности. Сплоченность реализуется межличностной интеграцией, организационными функциональным единением, оптимальным управлением, результатами деятельности, алгоритмами и технологиями, ориентированными на продуктивное использование творческого потенциала воинского коллектива и его руководителя.

Жизнедеятельность воинских коллективов имеет свои закономерности развития и в этой связи сложные, многомерные психологические процессы требуют не только познания, но и инициирования, психологического подхода с его выходом на технологию. В сплочении нуждается любая группа от пограничного наряда и отделения, до заставы. Они выступают базовыми формированиями, в которых куется боевой потенциал. Именно в этих тактических звеньях, в ходе совместной учебной и боевой деятельности, формируются профессиональные, информационные, бытовые отношения. Коллективные взаимоотношения, настроения, традиции коллектива, механизмы, регулирующие межличностные взаимоотношения, ритм труда и взаимного контроля формируются и развиваются в таких коллективах.

Развитие сплоченности воинского коллектива зависит от структуры коллектива и особенностей профессиональной деятельности. Для коллективов различных профилей деятельности: производственных, учебных, научных, воинских характерны общие признаки: устойчивость, относительная длительность существования, единство целей деятельности, наличие организации и органов руководства, единые нормы деятельности и поведения. Это очень важно для выявления психологических особенностей воинского коллектива, обладающего спецификой.

Психология, изучая личностное и профессиональное развитие человека на пути к зрелости, дала обоснование личностно-профессионального развития и умножения потенциала личности. Конкретные принципы исследования: принцип субъектности, системности, оптимальности, жизнедеятельности, актуальности, моделирования, обратной связи, операционно-технологический принцип позволяют проанализировать особенности прогрессивного развития личностного потенциала военнослужащего и воинского коллектива.

Большое значение для подготовки руководителей воинских коллективов имеют выводы о показателях, обеспечивающих переход общества на новый культурный уровень развития. Среди них распространение научных и гуманитарных знаний, соответствующих характеристикам развитого индустриализма, овладение знаниями и навыками политической и управленческой культуры, приобретением квалификации и профессионализма, соответствующего тенденциям развития научно-технического прогресса в стране. Подчеркнута необходимость «эстетической подготовки кадров для управленческой сферы деятельности».[38]

Противоречие между стремлением руководителей к эффективной деятельности в новых условиях и нестабильностью самих условий характерно для всех уровней военного управления. Его разрешение потребовало существенного повышения интеллектуальных, эмоционально-волевых, организаторских качеств руководителей воинских коллективов. Оно властно продиктовало необходимость развивать способности к самосовершенствованию в профессиональной и нравственной областях, расширять и углублять знания и умения использовать новые выводы управленческой психологии. Основой оптимизации управленческой деятельности офицеров в особых условиях и экстремальных ситуациях явился вывод психологов о «компонентной структуре психологической готовности и ступенях повышения профессионализма».[39]

Исследования О.С. Анисимова, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина служит основанием анализа развития сплоченности воинских коллективов, повышения психологической компетентности и профессионализма офицеров, от которых в значительной степени зависит уровень боевой слаженности подразделений.

Конкретные проблемы развития профессионализма в управлении воинскими коллективами, получили следующую трактовку. Профессии в военной сфере выступают средством интеграции и дифференциации воинов, а воинский труд - главным компонентом военной службы, как особого вида государственной службы.

Психологический аспект повышения управленческого профессионализма государственных служащих, их ориентировочная профессиограмма, системно-ситуационный подход к анализу управленческой деятельности руководителей трудовых коллективов содержат методологический аспект и с учетом специфики воинских коллективов применим в военной сфере профессиональной деятельности.[40]

Основы развития профессионализма и выводы о продуктивной деятельности в экстремальных управленческих ситуациях имеют методологическое значение для анализа деятельности командиров по сплочению воинских коллективов при подготовке к ведению боевых действий.

Психологические установки позволяют выделить стержневые компоненты в специфике ратного труда, без которых нельзя уяснить психологические особенности развития сплоченности воинских подразделений во взаимосвязи с авторитетом сержантского состава. Специфика ратного труда определяется рядом характерных особенностей. Цели и задачи военной службы обусловлены социальным заказом общества и закреплены законодательно. Воинский труд многофункционален, что определяется разнообразием задач, решаемых армией. Результаты воинского труда многомерны, они складываются из боевой готовности частей и подразделений, сплоченности и дисциплины военных формирований и морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов. Для воинских коллективов характерно соответствие личностных качеств военнослужащих, выдвигаемым целям и задачам, а также коллективным характером труда, обусловленного коллективным оружием.[41]

Психологическое значение характеристики особенностей воинского труда позволяет уяснить специфику профессионализма, ориентированного на экстремальные условия деятельности. Многофункциональность и многомерность воинского труда, коллективное оружие отражаются на психологии воинского коллектива и требуют как повышенного профессионализма, так и повышенной сплоченности его рядов. В военной сфере военно-профессиональная деятельность, общение, личность военнослужащего и результаты труда выступают как взаимодействующие, объединенные интересами службы Родине.

Систематизирующим носителем является личность военнослужащего, а это ориентирует на рассмотрение в единстве психологии личности и психологии деятельности. По утверждению В.М. Шепеля, «поведение личности на 55% обусловлено явлениями, свойственными всему коллективу».

Таким образом, анализ психологических особенностей развития сплоченности воинского коллектива в процессе деятельности не возможен без исследования специфики самого коллектива, обусловленной особенностями воинского труда во взаимосвязи и взаимозависимости от влияния авторитета младших командиров.

Во-первых, воинский коллектив имеет специфический статус, требующий особого способа комплектования. Это обусловлено общественной значимостью армии как органа государства, предназначенного для вооруженной защиты Отечества. Эта особенность требует политической, профессиональной и нравственной сплоченности военнослужащих и сплоченности воинских коллективов всех уровней во имя победы.

Во-вторых, воинский коллектив решает специфические задачи, используя боевую технику, находясь в готовности ведения боевых действий при защите государственных интересов Отечества. Совершенствование оружия и боевой техники, крупномасштабное применение информационно-психологических технологий потребовали не только всестороннего психологического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск, но и защиты военнослужащих и населения от информационно-психологического воздействия реального и потенциального противника. Успешная деятельность военнослужащих и воинских формирований требует служебной активности каждого воина, постоянного согласования усилий, психологической совместимости воинов в пограничных нарядах, отделениях, взаимозаменяемости и взаимовыручки, а это обеспечивает высокая степень сплоченности воинских коллективов.

Здесь ярко просматривается тенденция психологической устойчивости и профессиональной готовности военнослужащих к решению задач по вооруженной защите Отечества. Но степень сплоченности и управляемости, позволяет с ограничениями решать задачи поддержания боеспособности и боевой готовности. Снижение престижа военной службы, ухудшение материально-бытовых условий, негативные социальные последствия сокращения армии вызвали психологическую напряженность, и отразилось на служебной активности костяка армии - офицерского корпуса.

На уровне сплоченности отразилось морально-психологическое состояние призывников, пополнивших воинские коллективы в 1998 году. Выявлено, что 45% призывников до прихода в часть характеризовали службу, как патриотический долг. Через 2 месяца на этих позициях остались только - 15%, но увеличилось с 25% до 40% число тех, кто считает военную службу обязанностью, трудным, но важным этапом жизни. 40% молодых солдат - удовлетворены взаимоотношениям со старослужащими, 60% считают, что офицеры относятся к ним доброжелательно, но 15% отметили проявление грубости со стороны командиров. В то же время 78% молодых солдат «удовлетворены служебными взаимоотношениями»[42] в коллективах, в которых они служат. Сопоставление данных о морально-психологическом состоянии кадровых военных и молодых солдат позволяют сделать вывод о том, что соотношение ценностных ориентации и личностных качеств управляющих и управляемых указывает на наличие объективных условий для реализации сплочения, как фактора боеспособности подразделений.

Трудности адаптации молодых солдат к военной службе и конкретному воинскому коллективу существенны. Каждый пятый не удовлетворен военной специальностью, каждый третий - частыми хозяйственными работами и каждый шестой отмечает грубость начальников. Но трудности сплочения коллективов могут быть локализованы в частях организаторскими действиями командования, а их преодоление будет стимулировать развитие и интеграцию компонентов сплоченности. Осознание молодыми воинами задач военной службы идет медленно, но имеет положительную направленность, что важно для развития оптимальных межличностных отношений, формирования взаимовыручки и воинского братства - как важнейшего элемента сплоченности воинского коллектива.

В-третьих, спецификой воинского коллектива являются особые средства решения профессиональных задач. Ими выступают: оружие, боевая техника, тактические приемы достижения победы. Современное оружие является коллективным и требует коллективных форм организации воинского труда при высокой степени профессионализма каждого воина и коллектива в целом. Информационно-психологическое оружие актуализирует требования к сплоченности, психологической устойчивости и коллективной ответственности. Это оружие не убивает, а побеждает, оно опасно своим коварным воздействием на психику воинов.

В военном деле научно-технический прогресс идет быстрее, чем в других сферах, что ведет к расширению поля деятельности для самореализации личности воина и в то же время порождает ряд трудностей. Внедрение автоматики, информатики, лазерной техники, компьютеризация воинской деятельности усилили в ратном труде сдвиг от мышц к мозгу. С возрастанием нагрузки на психику возникла проблема преодоления психологической усталости и технического выравнивания личности военнослужащего. Техника предъявляет одинаковые требования к каждому военнослужащему, а психические данные людей различны.

Это обстоятельство обострило проблему совместимости и отразилось на сплоченности воинских коллективов. Боевое обслуживание сложнейших технических систем в экстремальных условиях воинской деятельности при гибком управлении ускоряет сплочение коллективов. В ходе боевых действий в Афганистане и антитеррористических операций на Северном Кавказе прибывающее пополнение быстро вливалось в воинские коллективы, приобретая более высокий уровень профессионализма и психологическую устойчивость. Экстремальные условия воинской деятельности ускоряют процесс формирования и сплочения воинских коллективов.

При наличии высокоточного оружия психологически важно кто сделает первый прицельный выстрел. Героизм боевого порыва в единстве с высоким уровнем профессионализма имеет особое значение, хотя, нельзя недооценивать повседневной, добросовестной деятельности, как проявления героизма повседневности.

В-четвертых, отличительной чертой воинского коллектива является его высокая управляемость, базирующаяся на единоначалии и управленческом профессионализме командного состава и единой дисциплине, закрепленной в законах и уставах. Исследования психологов опровергли утверждения о жесткости и безальтернативности управления сложными системами, обосновав принцип многовариантности развития и саморазвития систем, включающих человека. Психология военного управления учитывает включение военнослужащего в различные системы: «человек-машина», «человек-оружие», «личность - воинский коллектив». Управление людьми требует в 2 раза больше напряжения интеллекта, чем управление машинами.[43] Управление в боевой обстановке тем более сложно.

По данным психологов, во время боев в ходе второй мировой войны до 70% военнослужащих находились в состоянии такого сильного стресса, что не могли вести не только прицельный огонь, но и вообще контролировать свои действия. Такое же поведение отмечено у 80% американских солдат во Вьетнаме. После окончания боевых действий, болезненный синдром сохранился у части людей, вое­вавших в Афганистане, в районе Персидского залива и в Чечне[44]. Военное управление, несмотря на множество его уровней, обеспечивает единую волю командования и сплоченные действия войск, выполняющих приказ.

В-пятых, воинские коллективы многонациональны по своему составу, относительно стабильны, а возраст их членов близок к вершинам интеллектуальной, психической и физической зрелости. По данным психологов, пиком развития всех сил и способностей является возраст 32-35 лет. Из приведенных характеристик следует ряд выводов:

а) В военно-профессиональной деятельности руководителям надо учитывать особенности психического склада воинов различных национальностей, особенности характера, традиций, культуры. Возникшие на национальной почве микрогруппы отличаются устойчивостью и потому необходимо заботиться об их положительной направленности,

б) Воинские коллективы по преимуществу молодежные, а молодость не только возраст сомнений и максимализма, но и коллективный возраст, где относительно легче решаются проблемы войскового товарищества, являющегося духовным стержнем коллектива.

Таким образом, подводя итог второму параграфу, следует сказать, что анализ особенностей воинского коллектива позволяет утверждать, что сплоченность выступает его важнейшей характеристикой, определяющей не только процесс, но и результаты ратного труда, способствуя развитию профессионализма личности военнослужащего и профессионализма деятельности. Развитию сплоченности содействует единоначалие, субординация, функциональная, правовая и организационная определенность. Необходимым условием развития воинского коллектива и его сплоченности является соблюдение «закона движения коллектива», сущность которого в наиболее полном учете потребностей, интересов, целей, в сочетании внутренних побуждений - мотивов и внешних воздействий - стимулов. Развитие сплоченности в коллективе подчинено принципу «параллельного действия», который позволяет одновременно воздействовать и на личность, и на коллектив, решая эти две задачи в «одном общем приеме».

В коллективах всех видов действует принцип многоуровневости связей: пространственно-временных функциональных, технологических, психологических, организационно-управленческих, которые «находятся в развитии и складываются в процессе деятельности». Закон социального восприятия состоит в том, что в большинстве случаев взаимодействия людей вызывают наибольшее восприятие их внешние характеристики. Происходит персонификация отношений, но без принижения объективных факторов. Межличностные отношения в коллективе не всегда определяют состояние трудовых и ратных дел.

Выводы по главе:

Коллективы являются сложными, многомерными, саморазвивающимися системами. Их сплочение является проблемным вопросом и требует учета различных факторов.

1. Изучение воинского коллектива требует системного подхода, всестороннего количественного и качественного анализа взаимосвязей, сплоченности и результатов деятельности.

2. Развитие коллективов многовариантно и потому задача повышения уровня сплоченности управления состоит в создании условий для реализации оптимального варианта с активным задействованием сержантского состава.

3. Жесткое силовое управление воинскими частями и подразделениями ведет к напряженности и тормозит сплочение коллективов, усиливая нестабильность, ослабляя групповую активность. Оптимальные управленческие решения способствует накоплению потенциала развития коллектива, его сплочения, обеспечивая продуктивную учебную и боевую деятельность.

4. Специфика воинского труда требует повышенного уровня сплоченности коллективов, профессионализма личности и коллективной деятельности. Особенности воинских коллективов накладывают отпечаток на их психологию, пути развития, сплочения и профессионального роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: