Таким образом, подводя итог проделанной работе, следует отметить следующие позиции, лежащие в основе заключения по теме. Социометрическая процедура имела цель: измерение степени сплоченности – разброшенности в группе и выявление «социометрических позиций» то есть авторитета младших командиров группы. Сопоставление оценок выявило следующий факт: при сравнении ярко выражено, что в группах, где младшие командиры пользуются авторитетом и сплоченность коллектива находится на высоком уровне. Тогда как в группе, где младшие командиры пользуются низким авторитетом и низкий уровень сплочённости. Кроме того проявляются военнослужащие в глубокой изоляции, не желающие служить в данном коллективе. Таблица приложения содержит данные о количестве положительных и отрицательных выборов каждого члена коллектива.
Исходя, из вышесказанного следует, что наиболее эффективный метод выявления авторитета младших командиров и уровня сплоченности группы является тестирование по методикам СП-1 (СП-2), которое в отличие от других методов целенаправленно ориентирует на выявление взаимных симпатий и антипатий, проявляющихся в коллективе в отношениях между сотрудниками. В ходе проведенного исследования мы подтвердили экспериментальную гипотезу, то есть на авторитет младших командиров положительно влияет сплоченность воинского коллектива.
Поэтому в первую очередь командиру необходимо иметь качества для формирования истинного авторитета:
-патриотизм;
- верность воинскому долгу;
- высокий профессионализм;
- широкий кругозор;
- любовь к профессии;
- организаторские способности;
- выдержка;
- педагогическое мышление;
- целеустремлённость;
- самообладание;
- честность;
- трудолюбие;
- исполнительность;
- активность;
- тактичность;
- творчество и инициатива;
- принципиальность.
Пути формирования командиром своего авторитета в коллективе:
- всегда брать ответственность на себя;
- постоянно заботиться о повышении своего теоретического и профессионального уровня;
- в планировании быть предусмотрительным, целесообразно организовывать деятельность;
- проявлять искреннюю заинтересованность о подчинённых;
- критически оценивать своё поведение и результат деятельности.
Так как авторитет младших командиров влияет на сплоченность коллектива то целесообразно предложить следующие практические рекомендации по оптимизации стиля управления командира:
1. Вырабатывать умение и обогащать опыт управленческой работы с подчинёнными;
2. Делегировать своим подчинённым ряд своих полномочий;
3. Уметь и не бояться брать на себя ответственность;
4. Стремиться своевременно определять и при необходимости легко менять стиль управления на более оптимальный в зависимости от складывающейся ситуации;
5. Добиваться авторитета, доверия и поддержки подчинённого коллектива на основе профессиональной компетентности и мастерства;
6. Формировать навыки и умения, чтобы претворять взгляды и мнения подчинённого коллектива в согласованную программу действий;
7. Вести работу по объединению микрогрупп коллектива ради выполнения поставленных оперативно-служебных задач подразделения в целом;
8. Постоянная мотивация и стимулирование подчинённых.
Таким образом, проведенное в данной работе исследование, убедительно подтвердило выдвинутую первоначально гипотезу. Более того, полученные результаты исследования позволили не только выявить авторитет каждого командира и сплоченность подразделения, но и дать практические рекомендации по его формированию.
В процессе управленческой деятельности сержантам-руководителям приходится преодолевать различного рода ситуации и конфликты, сопровождающие весь процесс оперативно-служебной деятельности, где он должен решать вопрос не как младший командир, а как мужчина и человек.
Находясь на передовых рубежах страны, сержанты-пограничники должны учитывать эту особенность при возникновении педагогических ситуаций и разрешении конфликтов. Чаще всего сержант не пользуется авторитетом тогда, когда перестает думать о своих подчинённых, не видит в них, прежде всего, людей.
Если думать о подчиненном, прежде всего, как о человеке, уметь, анализируя ситуацию, поставить себя на место подчинённого то удастся избежать ситуаций, где вопросы будут решаться не как подчиненный и начальник, а как авторитет и человек который его мнение признает и уважает.
Умение заработать авторитет и пользоваться им во благо службы - одна из составных частей управленческой мудрости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспеченные деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. (Часть 1) Концептуально-методоло-гические основы.-М.; ВУ, 1997.
2. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. (Часть 2) Организационно-методические аспекты-М., ВУ, 1997.
3. Арзамаскин Ю.Н., Бублик П.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение действий советских войск в годы Великой Отечественной войны:опыт, проблемы, уроки.- М., ВУ,1996.
4. Арзамаскин Ю.Н., Петров В.Д. Морально-психолотческое обеспечение боевых действий армий противоборствующих сторон в годы Гражданской войны (1918-1920гт).-М.:ВУ,1996.
5. Арзамаскин Ю.Н., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск в битве под Москвой. -М.:ВУ,1995.
Военная педагогика и психология.- М.: Воениздат, 1986.
6. Военный энциклопедический словарь./Пред. Гл. ред. комиссии В. Огарков.-М.:Воениздат, 1983.
7. Воробьев А. И. Разработка методов и средств профилактики боевой психической травмы в армии США / Военно-медицинский журнал, 1993.-№12.
8. Выборнов С. Несмертельное оружие / 3арубежное военное обозрение,1993.-№4.
9. Графические боевые документы (приложение к краткому сборнику форм боевых документов)-М7:ВАФ,1988.
10. Калинчук П.З., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории пракгики.-М.:ВУ,1997.
11. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчиненные – М., Воениздат, 1986.
12. Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Под редакцией Данченко А.М., Выдрина И.Ф.- М., Воениздат, 1973.
13. Военная психология и педагогика. Учебное пособие для ВВУЗ.- М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, РАГС при Президенте РФ, 1996.
14. Военная педагогика и психология. Под редакцией Барабанщикова А.В.- М., Воениздат, 1986.
15. Глоточкин А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива: Автореферат на соиск. учен. степ. доктора психологических наук- М.,1972.
16. Давыдов В.П. Офицер и солдаты – М., Воениздат,1989.
17. Звягинцев В.Г. Коллектив слушателей высшего военно-учебного заведения как воспитатель-М, 1982.
18. Карояни А.Г. Как сплотить подразделение? М., изд-во АСОПИР, 1993.
19. Кулаков А.В. Социальные отношения в воинских коллективах Пограничных войск. Учебное пособие. Голицыно, 1994.
20. Макаренко А.С. О воспитании.- М.,1990.
21. Назаров Д.В. Учебное пособие по военной психологии- Голицыно,2001.
22. Назаров А.Н., Рыбаков В.Э. Актуальные вопросы сплочения многонациональных воинских коллективов Пограничных войск в современных условиях-М.,1992.
23. Невара А.А. Вопросы теории воспитания и методики воспитательной работы на пограничной заставы(в подразделении). Учебное пособие - Голицыно, 2001.
24. Перевалов В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений- М., Воениздат, 1991.
25. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - Воениздат,1989.
26. Психология и граница. Учебное пособие. М., 1977.
27. Сплочение воинского коллектива. Под редакцией генерал-полковника А.И.Тымко- М.: Граница, 1996.
28. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. /Под ред. профессора Спивака Л. Военно-Медицинская Академия им. С.М. Кирова. - Л., 1984.
29. Кляйн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: Ника-Центр Лтд., 1994.
30. Личностный опросник /НПА-А/. -М.: МВОКУ, 1986.
31. Основы профессионального, психологического отбора военных специалистов. - Министерство Обороны, 1981. -с. 180-196.
32. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. – М.: ВУ, 2000.
33. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. // Учебное пособие / Ч-1// М.: Академия ФПС России, 2001.
34. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной
службы России. // Учебное пособие / Ч-2// М.: Академия ФПС России, 2001.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.:ООО «Речь», 2002.
36. Воинский коллектив динамика отношений. - М.: Воениздат. 1991.
37. Глоточкин А.Д. О формировании психологии первичного коллектива. - М: В ПА, 1972.
38. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: МГУ. 1984. - 208 с.
39. Зуев Ю.П. Уставные отношения как они формируются. - М.: Воениздат, 1988.
40. Ирхин Ю.В. Психология успеха. Как влиять на людей и управлять собой. -
М.: Логос, 1992.
41. Кузьменко Б.В. Социально-политические процессы в воинских коллективах:анализ, моделирование и управление. - М.: ВУ. 1997.
42. Лебедев В.И. Психология управления. М.: Агропромиздат, 1990.
43. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. - М.: Педагогика. 1982.
44. Перевалов В.Ф. Основы руководства подразделением. - М.: Воениздат, 1991.
45. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Воениздат, 1989.
46. Юдин В.В. Теоретические основы управления: методологический аспект // Военная мысль, 1994, № 9.