1 ЖИЗНЬ И МЕЧТА • В РОМАНТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Объективная действительность осознается и изображается романтиками как чуждая субъекту, лишенная гуманистического начала. Идеал же приобретает характер противостоящей жизни неосуществимой мечты.
«Мечты и жизнь» — так был озаглавлен план книги, найденный в кармане сюртука французского поэта-романтика Жерара де Нерваля после его самоубийства. Это была основная проблема, над которой бились и которую не могли разрешить лучшие умы того времени, столь разительным было несоответствие возвышенных стремлений и чувств людей мыслящих, художественно одаренных и грубой, прозаичной реальности.
47 Шамиссо говорил о Фуке, что его творчество напоминает ему «огонь, возникший в эфире и стелющийся по болоту». Священный огонь творческих порывов и губящее его болото реальности — так можно было бы обозначить типичное для всего романтизма противоречие мечты и жизни.
|
|
Романтики отчетливо сознавали свое враждебное отношение к хищническо-стяжательской, мещанско-филистерской жизни, свою чуждость миру чистогана и меркантилизма, подавляющему и уродующему человеческую личность.
«Филистеры живут лишь обыденным, — говорил Новалис. — Средства к жизни кажутся им ее единственной целью» (123; II, 130). Композитор Шуберт писал в письме другу: «...подлинное несчастье, как теперь всюду все костенеет в пошлой прозе, и большинство людей спокойно смотрит на это и даже чувствует себя хорошо, спокойно катясь по грязи в пропасть» (141, 151). Гофман с досадой говорил о «солидных бюргерах, не признающих ни черта, ни романтизма, ни поэзии» (109; III, 82).
Характеризуя в романе «Исповедь сына века» процесс возникновения романтического направления, Мюссе писал, что со времени стабилизации буржуазного общества «образовались как бы два лагеря. С одной стороны, восторженные умы, люди с пылкой, страждущей душой, ощущавшие потребность в бесконечном, склонили голову, рыдая, и замкнулись в болезненных видениях — хрупкие стебли тростника на поверхности океана горечи. С другой стороны, люди плоти крепко стояли на ногах, не сгибаясь посреди реальных наслаждений, и знали одну заботу — считать свои деньги» (63; II, 13).
Готье, принадлежавший в 20-е годы к тому же прогрессивному кружку «Сенакль», что и Мюссе, говорил: «Для нас весь мир делился на явления и людей «сверкающих» и «сероватых»; первые были предметом нашего поклонения, вторые — нашей антипатии» (43; II, 307).
Это очень показательное для романтизма противопоставление: неприязнь «сверкающих» к «сероватым», «восторженных умов» к «людям плоти» и осознание того, что последние торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение. В силу неприспособленности к жизни они напоминают «хрупкие стебли тростника», и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни.
|
|
Гуманизм романтиков позволял им давать верную и беспощадно меткую характеристику личности буржуа — носителя системы
капиталистических общественных отношений. По мнению Гюго, современный человек, изуродованный буржуазными общественными отношениями, —
Ущербный человек с безмерною гордыней.
Он хуже дикаря: циничен, жаден, зол;
Иною наготой он безобразно гол;
Как бога, доллар чтит; не молнии и грому,
Не солнцу служит он, но слитку золотому... (30; XIII, 482)
Буржуазный способ производства создает невосприимчивого к искусству и красоте, ущербного, одностороннего человека, душа и тело которого изуродованы либо непосильным трудом и животными условиями существования, либо праздностью и вытеснением всех человеческих стремлений одним — к обогащению и наживе. Прогресс техники, науки, культуры в капиталистическом обществе не облегчает жизнь человека, а усугубляет тяжесть ее, ведет не к благоденствию и счастью людей, а к горю и нужде большинства. Вызванный к жизни силой человека, он оборачивается против него и подавляет его.
Замечая это противоречие, романтики не могли, однако, правильно объяснить его, ибо им еще были неведомы объективные законы общественного развития. «Разрабатывание знаний, — писал Шелли в трактате «В защиту поэзии», — расширивших границы владычества человека над внешним миром, соответственно сузило, благодаря недостатку поэтической способности, границы мира внутреннего; и человек, поработив стихии, сам продолжает оставаться рабом. Чему другому, как не разрабатыванию механических усовершенствований, в степени, несоответственной наличности творческой способности, являющейся основою всякого знания, следует приписать злоупотребление разнородными изобретениями, имеющими в виду все большее сокращение труда и сведение его к таким сочетаниям, которые все в большей степени увеличивают неравенство людей? Какая другая причина обусловила то явление, что открытия, которые должны были бы облегчить жизнь, вместо этого усилили бремя проклятия, тяготеющего над Адамом? Поэзия и расчет Своекорыстия, воплощенного в деньгах, — вот бог и Мамон этого мира» (97; III, 407).
Шелли называет свой трактат «В защиту поэзии», имея в виду поэзию не только как вид искусства, но и как принцип жизни. Последнюю же он защищает от подавления абстрактным рассудком и бездушной техникой. Он неверно объясняет антигуманистическую сущность буржуазной культуры, ибо зло заключено отнюдь не в науках и технике самих по себе, а в капиталистиче-
4 В. Ванолов 49ском способе их применения. Но он верно отмечает и характеризует «обездуховленность» буржуазной жизни, враждебное человеку и поэзии господство золота и корысти в современном ему обществе.
Находясь в оппозиции к буржуазному обществу, романтики не принимали и искусство, ему служащее. Вытравляя поэзию из самой жизни, буржуазные отношения лишают искусство питательных соков, подрывают его корни в действительности. Маркс отмечал, что в Германии «практическая жизнь так же лишена духовного содержания, как духовная жизнь лишена связи с практикой» (59; I, 427). Это характерное для капитализма противоречие почувствовали и романтики. Будучи непрактичными, оторванными от реальности в своих идеальных мечтаниях, они вместе с тем отлично видели «бездуховный» антиэстетический, обес-человеченный характер действительности, неблагоприятной для развития искусства.
|
|
Кто с малых лет испорчен ржавью этой, Того напрасно прочить нам в поэты...—
писал Байрон в стихотворении «На тему из Горация», имея в виду «ржавь» капиталистического накопительства (2, 67). А в дневнике он отмечал: «... наше время никак не является периодом расцвета английской поэзии: так называемых поэтов стало больше, а поэзии соответственно меньше» (5, 262).
Поэзии становится все меньше потому, что вместо того, чтобы служить истине, идеалу, она превращается в системе капиталистических общественных отношений либо в средство развлечения, роскоши и забавы, либо в источник наживы. Одно, впрочем, не противоречит другому: коммерческое значение искусства, как средства получения прибыли, дополняется его идеологической ролью, как способа услаждения пресыщенных господ.*
И роматики всячески нападают на искусство пошлое и пустое, угождающее вкусам буржуазной публики, тешащее богатых.
«Для публики годится только два рода поэзии: либо развлекающая ее, либо вызывающая жалость», — говорил Виньи устами одного из своих героев (19, 33). Под жалостью он имел в виду пошлое сентиментальное умиление, имеющее, по сути дела, то же развлекательное значение.
Берлиоз неоднократно выступал против «чувственного направления в музыке, доказывавшего, будто всякая музыка, — драматическая и не драматическая — не имеет никакой иной цели, кроме услаждения уха, и не может заявлять претензии на выражение чувства и страстей» (12; I, 163).
Гофман в рассказе «Артусова зала» отмечал, что с точки зрения буржуа «искусство — это роскошь. Доставить отдохновение и освежение от серьезных занятий — вот цель стремлений его, и произведение тем выше, чем совершеннее оно достигает этой цели. В самой жизни эта цель ясно обозначена, ибо тот, кто смотрит на искусство именно с такой точки зрения, достигает довольства, постоянно избегающего тех, кто, вопреки природе вещей, трактует искусство как главную задачу и единственное стремление жизни» (109; I, 152).
С беспощадной правдивостью разоблачал буржуазное искусство Вагнер. «Его истинная сущность—• индустрия, его моральная цель — нажива, его эстетический предлог — развлечение для скучающих», — писал он в работе «Искусство и революция» (151; Ш, 19).
|
|
Вагнер отмечал, что единственный интерес, который государство питает к театру, состоит в том, что «оно видит в нем прежде всего промышленное предприятие и, в частности, находит в нем средство, которое отвлекает, расслабляя ум, поглощает энергию и может служить против угрожающей активности воспламененной человеческой мысли...» (151; III, 23). В последних словах речь идет уже о превращении искусства не только в средство развлечения и наживы, но и о поддержке такого искусства, которое отвлекает от серьезных жизненных вопросов и революционной борьбы.
Когда же художник, стремящийся к искусству высокому и истинному, не хочет превращаться в торгаша, наемного работника или шута, развлекающего и услаждающего буржуазную публику, он встречает на своем пути непреодолимые препятствия. «Мудрое и благотворное государственное устройство позаботилось о том, чтобы художник вечно оставался рабом всякого ничтожного торгаша», — писал композитор Шуберт (141, 154). Вагнер заявлял, что при буржуазно-бюрократических «порядках убивались все высокие стремления в любом причастном к театру человеке» (152; I, 293). Вспоминая о своей жизни в Париже, Лист рассказывал: «... я был тогда как бы раздавлен теми непреодолимыми препятствиями, которые со всех сторон вставали на пути, предначертанном моей мыслью... Я предался горькому отвращению к искусству, такому, каким я его тогда видел, сведенному к более или менее доходному ремеслу, превращенному в забаву для избранного общества. Я предпочел бы быть чем угодно, только не музыкантом на жаловании у больших господ, которрму они оказывают покровительство и платят деньги как жонглеру или ученой собаке Мюнито» (118; II, 127—128).
4* 51Прозвучавшая в первой половине XIX века романтическая критика положения искусства в капиталистическом мире сохраняет свое актуальное значение вплоть до нашего времени. Разве не могли бы повторить честные художники капиталистических стран почти все, сказанное романтиками об отношении господствующих классов к искусству?
Критику положения искусства в обществе романтики используют для обличения самой действительности. Они клеймят общественные отношения, неизбежно вызывающие такое положение. Буржуазная действительность низменна, пошла, прозаична. В ней господствует золото, царят собственнические, корыстные интересы. Она рассудочна и механистична, лишена поэзии, человечности, эстетического содержания. Поэтому она неблагоприятна для развития человеческой личности и художественного таланта. Она уродует и людей и искусство, духовно опустошая и принижая их.
Критика буржуазного общества, таким образом, в очень большой мере велась с эстетических позиций. Недовольство вызывалось прежде всего эстетически безобразным характером окружающего мира. Но в этом понятии сосредоточивались многие его действительные пороки1.
Касаясь вопроса о разладе французских романтиков с общественной средой, Плеханов отмечает: «Правда, в этом разладе не было ничего опасного для буржуазных общественных отношений. К романтическим кружкам принадлежали молодые буржуа, ничего не имевшие против названных отношений, но в то же время возмущавшиеся грязью, скукой и подлостью буржуазного существования. Новое искусство, которым они так сильно увлекались, было для них убежищем от этой грязи, скуки и пошлости. В последние годы реставрации и в первую половину царствования Луи Филиппа, то есть в мирную пору романтизма, французской молодежи тем труднее было свыкнуться с буржуазной грязью, прозой и скукой, что незадолго до того Франция пережила страшные бури великой революции и Наполеоновской эпохи, глубоко всколыхнувшие все человеческие страсти. Когда буржуазия заняла господствующее положение в обществе и когда -ее жизнь уже не согревалась более огнем освободительной борьбы,
1 Нельзя не согласиться с немецким исследователем творчества Гофмана Г. Вернером (ГДР), который пишет: «Критика общества у Гофмана существенно связана с проблематикой искусства. Но опыт собственной жизни убеждал его в том, что творческая проблематика существенно определяется общественными факторами» (155, 187). И это можно отнести не только к Гофману.
тогда новому искусству осталось одно: идеализация отрицания буржуазного образа жизни. Романтическое искусство и было такой идеализацией» (72, 223—224).
Эти слова в большой мере могут быть отнесены ко всему романтизму, хотя степень реальной опасности романтической оппозиции для существующего строя была различной у разных художников. Если консервативные романтики только плакали, сетовали и мечтали о возврате патриархальных порядков, то прогрессивные нередко вмешивались в реальную общественную борьбу. И там, где шла борьба с сохранившимися остатками феодализма, не у всех романтиков оппозиция существующему была столь незначительной, как у упоминаемого Плехановым Готье. Достаточно напомнить революционно-освободительную деятельность русских декабристов, итальянских карбонариев, политическую активность Мицкевича и Шопена, Байрона и Шелли, Гюго, Вагнера.
Итальянский революционер Мандзони, один из крупнейших руководителей национально-освободительного движения, писал в 1848 году в письме к композитору Верди: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, то Вы делаете в музыке. Теперь Италия, как никогда, нуждается в Вашей музыке» (67; II, 157). В этих словах выражена высокая оценка реального революционного значения романтического искусства.
Можно указать и на огромный идейный резонанс, который во французской общественной жизни приобрели такие произведения, как картина «Свобода на баррикадах» Делакруа (1830) и скульптурная группа «Марсельеза» Рюда (1836). Они не только были вдохновлены пафосом революционной борьбы, но и помогали широким демократическим массам удерживать свое революционное воодушевление в борьбе с реакционной и антинародной властью.
Тем не менее Плеханов прав в том, что романтический бунт не выходил за пределы своего времени, то есть не был связан с реальной, практической борьбой за бесклассовое общество, с силами, которые на деле могли вести такую борьбу, с движениями, которые способны были уничтожить пороки капиталистического мира.
Что же противопоставляют романтики бесчеловечности и антипоэтичности буржуазной жизни? Прежде всего духовный принцип бытия или духовное начало в человеческой жизни. Прямой противоположностью безобразного мира материальных отношений между людьми является, с их точки зрения, прекрасное
53 царство духа, идеальное содержание жизни. Оно проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной,^одухотворенной, самоотверженной дружбе и любви, в воображаемом светлом мире, где человек свободен и счастлив и где вся окружающая среда для него — не враждебная, а родная. Человеку-зверю, рожденному буржуазным обществом, романтики противопоставляют благородного героя, чуждого хищнического своекорыстия и жажды наживы. Прозе буржуазной жизни они противопоставляют возвышенный гуманистический идеал, в котором обобщены самые лучшие и прекрасные качества людей и выразились мечты о совершенном и свободном человеке, мощном, героическом и духовно богатом.
Особенно велика в этом плане у романтиков роль любви, понимаемой в самом широком смысле. Любовь в романтическом искусстве выступает в качестве силы, роднящей и объединяющей людей, а потому способной противостоять вражде и разобщенности практических интересов. Отсюда — понятия любви и идеала часто оказываются тождественными. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви. В нем царят вражда и эгоизм, господствует принцип — человек человеку волк. «Там, где любовь слаба, господствует Монета»,— говорил Байрон (92; I, 259). Любовь не только дает жизни духовное содержание. Она, по мнению романтиков, способна сблизить и объединить людей, подавить эгоистические инстинкты, преобразить мир. «Мир плох, плох, совершенно плох,— писал Вагнер Листу.— ■. И только сердце друга, только слезы женщины могут избавить его от проклятья» (103; II, 43). «Любовь — нечто иное, как высшая поэзия природы»,— говорил Новалис в романе «Генрих фон Офтердинген» (123; IV, 175). Она и только она может просветлить душу, принести радость и счастье. Поэтому она — удел мечтаний художника, предмет его постоянного томления.
Романтики не знали объективных законов общественного развития, не понимали действительных причин существующего положения вещей и были идеалистами в своих философских воззрениях. Поэтому, видя, что горе и беды человечества являются результатом материальных отношений в капиталистическом обществе, они рассматривали противоположные по характеру отношения между людьми как нечто духовное, то есть как противостоящий действительности идеал. Когда земное счастье разбито, говорил Гофман, очищение и просветление души достигается лишь в «духовной связи, которая одна может создать на земле подобие небесного блаженства» (109; XII, 118).
Такое противопоставление, если его оценивать с позиций нашего мировоззрения, конечно, ошибочно. Несправедливым и бесчеловечным материальным отношениям мы противопоставляем справедливые и человечные материальные же отношения, на основе которых и строится наш духовный идеал. Романтики не могли открыть законы последних и потому противопоставляли капитализму духовный идеал как таковой. Но конкретное содержание этого противопоставления у них связано с критикой буржуазного общества и с любовью к людям, которая по существу своему демократична и имеет общечеловеческое значение, хотя бы она и сочеталась порой с реакционными политическими взглядами.
Критическое начало сравнительно редко выступает в творчестве романтиков прямо и обнаженно. В большинстве случаев их произведения посвящены утверждению иллюзорного мира, противостоящего действительности. Хотя пафос отрицания буржуазной реальности и составляет в конечном счете внутреннюю подоплеку любого произведения романтического искусства, но прямым содержанием его чаще всего оказывается не изображение и обличение реального зла, а именно утверждение прекрасного и возвышенного идеала, развертывание его как реальности, осуществленной хотя бы в мечтах. В этом, в частности, одно из существенных отличий романтизма от реализма.
Уделяя основное внимание изображению идеала, романтики понимали несовместимость его с системой буржуазных общественных отношений. Они отдавали себе отчет в том, что идеал этот лежит вне реальной действительности. Он был у них скорее возвышенной мечтой, противостоящей низменной прозе пошлой мещанской жизни, нежели отражением действительных сторон или тенденций развития реального мира.
Гофман писал, что романтические идеалы напоминают «сновидения, которыми грезим мы на протяжении всей нашей жизни, которые часто на легких крыльях уносят наше земное горе, перед которыми смолкают каждая горечь обиды, каждая безутешная жалоба обманутой надежды,— те сновидения, которые, небесным огнем воспламенившись в нашей душе, вместе с бесконечным томлением сулят нам и исполнение наших желаний» (109; IX, 181).
О романтиках иногда говорят как о мечтателях, и, наоборот, мечтателей называют романтиками. Такое словоупотребление не случайно: резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой сладким грезам и возвышенным «снам», представляет собой типичную особенность романтического искусства.
55 Правда, мечтательность у революционных романтиков часто приобретает активный, действенный характер, а у консервативных остается созерцательной и пассивной. Но вместе с тем она характеризует всякий романтический идеал. Различие между консервативными и прогрессивными романтиками заключается также и в том, что неосуществимость идеала у первых была обусловлена невозвратимостью навсегда ушедшего патриархально-феодального мира, а у вторых — отсутствием не созревших еще реальных условий для построения счастливого мира всех людей.
Романтики мечтают о прекрасных, добрых и милосердных людях, чуждых корысти и зла, о гармонии человека и мира, о единстве и братстве всего человечества, о жизни как свободе и счастье, о героическом подвиге во имя человечества, о расцвете духовного богатства личности и реализации всех ее потенций. В действительности же сталкиваются с царящими повсюду рабством и горем, обездоленностью и приниженностью, скудностью и низменностью духовных потребностей и интересов, извращенностью психики и искривленностью личности человека. Это вызывает постоянные сетования романтиков на нереальность идеала, что имеет тем большее значение, чем менее субъективен и произволен исповедуемый ими идеал, чем больше в нем общечеловеческого содержания и смысла.
«Теперь все чаще раздаются жалобы на то, — писал Гегель в «Философии истории»,— что идеалы, создаваемые фантазией, не осуществляются, что эти прелестные мечты разрушаются холодною действительностью» (25; VIII, 34). «Идеалы, которые в ходе жизни не выдерживают соприкосновения с суровой действительностью и гибнут,— продолжает филосо'ф,— могут быть прежде всего лишь субъективными и принадлежать индивидуальности отдельного лица, считающего себя высшим и умнейшим». Но трагично, когда эта судьба постигает «идеал разума, добра, истины. Такие поэты, как Шиллер, очень трогательно, с чувством глубокой грусти выражали, что подобные идеалы не могут найти своего осуществления» (25; VIII, 34). И хотя Гегель, не любивший и критиковавший немецких романтиков-литераторов своего времени, именно к ним склонен был относить слова о субъективных индивидуалистических идеалах лиц, считающих себя высшими и умнейшими, но по существу его замечание о правомерном оплакивании неосуществимого гуманистического идеала относится не только к Шиллеру, а и ко всему романтизму вообще.
Приведем высказывания по этому поводу самих романтиков: «Никогда идеалы нашего мировоззрения не совпадают с тусклой действительностью»,— горестно сетовал Тик в повести «Жизнь льется через край» (148, 48). «Идеал — это только обманчивый жалкий сон»,— говорил Гофман (109; V, 102). Композитор Шуберт писал, что «блестящие надежды превращаются в ничто, а любовь и дружба не приносят ничего, кроме боли» (141; 125—126). «Я напрасно ищу опоры, нет ничего прочного, все зыбко, все ложно. Наши надежды и желания — всего лишь пустые химеры, а наши успехи — ускользающие от нас призраки. Если и есть что-нибудь безусловное, эго наши невзгоды. Страдание существует в действительности, радости — только в воображении» (36, 50). Эти слова,. сказанные французским художником Жерико, мог бы повторить любой из романтиков.
Романтизм утверждает существование и развитие человеческого духа в неадекватных ему внешних условиях. Не совпадая с реальностью, духовный идеал возвышается над ней, превосходит ее, устремляется к иной действительности, лежащей вне данной, наличной. Для такого духовного преодоления «обесчеловеченной» действительности необходимы самостоятельность, сила, богатство внутреннего мира человека. И романтики необычайно ценят эти качества, призывают удерживать идеал в сознании, верят в его торжество, и это им помогает переносить горести жизни, противостоять ей.
Блажен, кто вас среди губящего
Волненья жизни сохранил
И с вами низость настоящего
И пренебрег и позабыл (39; III, 68).
Так писал об идеалах Жуковский. И в очень сходных словах говорил об этом же итальянский романтик Леопарди: О, тысячу раз счастлив человек, В ком не слабеет чудный дар мечтаний, Кто и с годами в сердце сохранил По воле рока молодость и свежесть; Кто и на склоне охлажденных лет, Как юноша, умеет замыкаться В своей мечте — и обновляет мир, Все, даже смерть, пустыню оживляя! (92; I, 522).
А композитор Лист сделал к своей симфонической поэме «Идеалы» (написанной по одноименному стихотворению Шиллера) примечание о том, что деятельность, направленная на осуществление идеала —«есть высшая цель нашей жизни», и закончил ее торжествующим апофеозом (119; III, 90).
57 Итак, резкая несовместимость мечты о прекрасном, совершенном человеке с жизнью, где царит чистоган, постоянное оплакивание крушения идеальных иллюзий и вместе с тем устремленность к идеалу, вера в него — все это составляет самую сущность романтического искусства.
Характеристика романтизма в работах о литературе и искусстве нередко сводится к сумме свойств, черт, признаков, которые в большинстве случаев просто соседствуют друг подле друга. Порядок перечисления их случаен, связь между ними произвольна, причины выбора именно данных, а не других черт неясны. Между тем все без исключения особенности романтического искусства могут быть выведены, дедуцированы из характера его основного противоречия между идеалом и действительностью. Оно является той «клеточкой», «ячейкой», из которой развертываются все его свойства, вытекает вся система его образов и идейных тенденций. В силу связи с ним последние приобретают закономерный характер.
Так, например, в конфликте мечты и жизни у романтиков в их искусстве обычно побеждает мечта. Поэтому движение жизни в художественном произведении, логику развертывания событий, способ разрешения драматических конфликтов они, как правило, подчиняют своим желаниям, неосуществимому идеалу, а не движению, логике, закономерности самой объективной действительности. Должное, желаемое они обычно изображают как действительное, сущее. Романтическое искусство характеризуется тенденциями субъективизма и нормативизма, существенно отличаясь этим от реалистического. Мечта преобладает в нем над реальностью. Она не только сочетается с ней, но иногда и подавляет ее.
Это бывает, в частности, в тех случаях, когда верно намеченный конфликт, рожденный противоречиями объективной действительности, разрешается в духе несовместимого с действительностью романтического идеала. Вера художника в конечное торжество добра, человечности, справедливости нередко выдается за их реальное торжество, чем ослабляется в той или иной степени правдивость.
В романе Гюго «Отверженные» и в его драме «Мария Тюдор» так называемые «счастливые концы» хотя и не создают в данном случае сильно ощутимой фальши, но все-таки снижают трагедийную силу воздействия образов. Они не могут быть отнесены к художественным удачам автора. В них скорее отражены его благие пожелания, воплощена его вера в светлую природу человека,
в добро и справедливость, нежели дано реальное разрешение конфликта, как оно определяется закономерностями самой действительности.
Во многих произведениях Гофмана исход конфликта также является выражением именно мечты об осуществимости романтического идеала. Так, в «Маленьком Цахесе» в фантастической форме раскрывается гениально угаданное Гофманом присвоение чужого труда, чужой репутации, чужих дарований в обществе, основанном на власти золота. Но злые чары золотых волос Цахеса, вызывающих это присвоение, уничтожаются силами добра — волшебными и фантастическими. Восстанавливается справедливость, злой уродец тонет в ночном горшке, влюбленные герои достигают своего счастья. Но подобное движение событий и разрешение конфликта не соответствует логике и закономерности той самой основанной на власти золота объективной действительности, которая столь правдиво выразилась в фантастической истории превращения жалкого уродца Цахеса во всесильного министра Циннобера. В исходе — завершении этой истории прекрасная мечта отодвигает на второй план правду жизни.
Субъективистские тенденции романтического искусства, связанные с преобладанием должного над сущим, желаемого над реальным, мечты над жизнью отчетливо обнаруживаются при сопоставлении двух последних произведений Вагнера — тетралогии «Кольцо Нибелунга» и оперы «Парсифаль». В «Кольце Нибе-лунга» идеальный герой, дитя природы Зигфрид, призванный спасти мир от проклятья, оказывается бессильным перед злом и коварством; он погибает, опутанный им, что соответствует действительным отношениям между людьми в обществе, где творил Вагнер. В «Парсифале» аналогичный герой, наивный простец Парсифаль, выросший на лоне природы вдали от людей, оказывается в состоянии решить коренные противоречия жизни через сострадание и любовь. В таком решении проблемы нашел свое выражение характерный для многих романтических произведений субъективный нормативизм.
Торжество добра и справедливости, достижение счастья положительными героями — все это оказывается у романтиков результатом не борьбы и победы самих героев, а плодом либо благоприятных случайностей, либо вмешательства в жизнь потусторонних, фантастических сил. Сами положительные герои романтического искусства остаются часто пассивными под ударами судьбы и перед лицом зла мира. Они могут только страдать и устремляться душевно в идеальные сферы. В этой особенности
59искусства сказалась неспособность романтиков к действенному изменению мира, созерцательность их отношения к жизни.
Романтическое противоречие идеала и действительности могло проявляться не только в содержании, в методе разрешения конфликтов, но и в стиле в целом, а следовательно, в особенностях формы, структуры художественного произведения, в отдельных приемах создания образа. Оно могло влиять не только на характер и развитие образов, но и на все контрастные краски художественного целого.