Логистика распределения — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров. При этом, процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается.
Объектом изучения в логистике распределения является материальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю.
Предметом изучения является организация рационального процесса физического продвижения товара к потребителю.
Основными функциями распределительной логистики являются:
I) определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
2) установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
3) построение организационной структуры распределительных каналов;
4) накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
5) транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
6) управление запасами, консолидация и рассредоточение' товаров;
7) выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
8) поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
9) мониторинг и информационная поддержка распределения.
Принципы распределительной логистики:
1) координации всех процессов товародвижения, начиная от заключительных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
2) интеграции всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг начиная с целеполагания и заканчивая контролем;
3) адаптации коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
4) системности как управления распределением и обеспечения его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
5) комплексности, т. е. решения всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
6) оптимальности как соотношения частей системы, так и режима ее функционирования;
7) рациональности как организационной структуры, так и организации управления.
Состав задач распределительной логистики делится на два уровня — задачи внутренней и внешней распределительной логистики.
Внутренняя распределительная логистика на уровне предприятия решает задачи по:
1) организации получения и обработки заказа;
2) планированию процесса реализации;
3) выбору вида упаковки, принятию решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
4) организации отгрузки продукции;
5) организации доставки и контролю за транспортировкой;
6) организации послереализационного обслуживания.
К задачам внешней распределительной логистике относят:
1) выбор канала распределения;
2) организацию работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
3) выбор стратегии распределения готовой продукций;
4) выбор стратегии ценообразования;
5) организацию мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынок;
6) контроль за состоянием рынка продукции предприятия и анализ позиции продукции в целевых сегментах;
7) работу с клиентами и организаций послепродажного обслуживания.