Тема 9. Распределительная логистика

· 1.Понятие распределительной логистики.

· 2.Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи.

· 3.Задачи распределительной логистики.

· 4.Логистические каналы и логистические цепи.

1.Понятие распределительной логистики

Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение, как в науке, так и в практике.

В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распредели­тельной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление ма­териальными потоками, поэтому решать различные задачи рас­пределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

Ø распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

Ø распределяются грузы по местам хранения при поступле­нии на предприятие;

Ø распределяются материальные запасы между различными участками производства;

Ø распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Границы распределительной логистики, представлены в виде схемы процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 6).

Рис.6. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

Как видно из рис. 6., материальные потоки становятся объектом распределительной логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».

Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет со­бой науку (деятельность) о планировании, контроле и упра­влении транспортированием, складированием и другими мате­риальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соот­ветствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

2.Принципиальное отличие распределительной логистики от сбыта и продажи

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

§ подчинение процесса управления материальными и инфор­мационными потоками целям и задачам маркетинга;

§ системная взаимосвязь процесса распределения с процесса­ми производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

§ системная взаимосвязь всех функций внутри самого рас­пределения.

Определение: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Объект изучения в распределительной логистике — мате­риальный поток на стадии движения от поставщика к потре­бителю. Предмет изучения — рационализация процесса физи­ческого продвижения продукта к потребителю.

В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

3.Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс за­дач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Состав задач распределительной логистики на, микро- и ма­кроуровне различен.

На уровне предприятия, то есть на микро­уровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

1) планирование процесса реализации;

2) организация получения и обработки заказа;

3) выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке;

4) организация отгрузки продукции;

5) организация доставки и контроль над транспортированием;

6) организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики от­носят:

1) выбор схемы распределения материального потока

2) определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

3) определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории;

4) ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, обла­сти, страны, материка или всего земного шара.

4.Логистические каналы и логистические цепи

Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю (рис.7.).

Рис. 7. Варианты поступления материального потока в систему потребления

Во всех случаях материальный поток поступает в по­требление, которое может быть производственным или непроизводственным.

Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.

Потребление непроизводственное — это текущее использова­ние общественного продукта на личное потребление и потребле­ние населения в учреждениях и предприятиях непроизводствен­ной сферы.

На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляемый из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии.

Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машинострои­тельном заводе станков.

К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном цен­тре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии това­родвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе — каналом распределения.

Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осу­ществляющих доведение материального потока от конкрет­ного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, по­ка не сделан выбор конкретных участников процесса продвиже­ния материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 8.).

На рис.8 введены условные обозначения:

T1... Tn – множество транспортно-экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров;

Д1... Дm – множество дистрибьюторов.

Рис. 8.Преобразование логистического канала в логистическую цепь: а) логистический канал, б) логистическая цепь

Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логисти­ческие цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В ло­гистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Некоторые варианты каналов распределения товаров народ­ного потребления приведены на рис. 9.

Рис. 9. Каналы распределения товаров народного потребления(ТНП)

Возможность выбора логистического канала является суще­ственным резервом повышения эффективности логистических процессов. На рис. 10. показаны каналы распределения, по которым товары из производства попадают в конечное потребление через систему распределительных центров.

Рис. 10. Структурная схема каналов распределения ТНП

Два производства (А и В), выпускают одинаковые товары каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределе­ния. Например, из производства А товар может попасть к ко­нечному потребителю по одному из следующих четырех марш­рутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5.

Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потре­бителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара воз­растет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет по­купать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что, скорее всего для него неприемлемо.

Второй маршрут (1-6) неудобен по тем же причинам. Рас­пределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие пар­тии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассор­тимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот по­средник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логи­стической цепи — выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.

Так, канал 1-7-5 обеспечи­вает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, то есть стоимость товара будет наиболее высокой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: