Направлен на исследование операций обобщения и абстрагирования, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Инструкция 2 субтеста: «В каждой строчке написано пять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу, а пятое к этой группе не относится, оно лишнее. Найди и исключи лишнее слово».
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше (субтест 1). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10-й пробы дополнительные вопросы не задаются.
Пример: «Яблоко, лимон, апельсин, огурец, груша»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест 3.
Направлен на исследование сформированности логического действия «умозаключение по аналогии», способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла, при невыполненном задании – 0 баллов.
При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
Инструкция 3 субтеста: «В каждой строчке слева написана пара слов. Слова в паре находятся в определенной связи друг с другом (например: лес/дерево). Справа одно слово написано над чертой и пять – под чертой (например: библиотека/ сад, двор, книга, театр, город). Из пяти слов, написанных под чертой, выбери одно, которое подходило бы к слову над чертой так же, как подходят друг другу слова в первой паре».
Пример:
Лес | библиотека | ||
Дерево | сад, двор, книга, театр, город |
1. | Огурец | гвоздика | |
Овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2. | Огород | сад | |
Морковь | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3. | Учитель | врач | |
Ученик | очки, больница, палата, больной, лекарства | ||
4. | Цветок | птица | |
Ваза | клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | ||
5. | Перчатка | сапог | |
Рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка | ||
6. | Темный | мокрый | |
Светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | ||
7. | Часы | градусник | |
Время | стекло, больной, кровать, температура, врач | ||
8. | Машина | лодка | |
Мотор | река, маяк, парус, волна, берег | ||
9. | Стол | пол | |
Скатерть | мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | ||
10. | Стул | игла | |
Деревянный | острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |