Типология рыночных структур

Параметры структуры рынка Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых, мал по отношению к размеру рынка Один продавец на рынке Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых, мал по отношению к размеру рынка Несколько продавцов, объем продаж каждого из которых, достаточно велик по отношению к размеру рынка
Характеристика товара Продукты различных продавцов однородны Не существует близких продуктов – заменителей товара Продукты различных продавцов неоднородны (дифференциация) Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны
Барьеры входа на рынок Барьеры входа не существуют Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход Барьеры входа не существуют Технологические или другие барьеры возможны, но не обязательны
Доступность информации Информация абсолютная Информации нет Информация достаточная Информация ограничена
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Цену устанавливает продавец Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены
Наличие стратегического взаимодействия продавцов Нет стратегического взаимодействия Нет стратегического взаимодействия Нет стратегического взаимодействия Существует стратегическое взаимодействие продавцов

Рыночная структура – это совокупность признаков, отражающих отраслевые особенности рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм. Эта совокупность определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, входными и выходными барьерами, доступностью информации. Различные комбинации характеристик рынка образуют широкий спектр рыночных структур.

Помимо приведенной классификации рыночных структур, рынки выделяют также организованные - с существованием механизма, регулирующим спрос и предложение, и стихийные - с отсутствием специальных институциональных форм взаимодействия покупателей и продавцов. Также в зависимости от степени развития, косвенно опосредованные временем функционирования, выделяют рынки: пионерные, растущие, зрелые (развитые) и затухающие. Помимо данной классификации выделяют также рынки по локальному признаку и по степени величины барьеров входа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: