Особенности управленческой информации на предприятии. Признаки классификации

КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Информация и управленческая информация

Под информацией первоначально понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных знаков, сигналов, технических средств.

С середины ХХ века информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире о тех или иных изменениях. Существует различное толкование (интерпретация) понятия «информация», что определило разный содержательный смысл, который вкладывается в указанный термин. В узко прикладном смысле «информация есть все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования».

Кратко определим понятие «управленческая информация».

Управленческая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические и производственно-технические процессы на предприятии, и служащие для управления этими процессами и трудовыми коллективами в производственной сфере.

Есть и более академическое (учебное) понимание термина, где информацию авторы определяют как «совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности знания о конкретных событиях, процессах и явлениях».

В управленческом аспекте, где управление рассматривается как информационный процесс, информацияэто сведения об объектах, процессах и явлениях, их параметрах, свойствах и состояниях; это совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе управления, где информационный процесс – это реализация информационного взаимодействия объектов.

Управленческая информация всегда направлена на сбор, обработку и анализ сведений для принятия управленческого решения.

В качестве объекта, на который может быть направлено решение, могут выступать городское хозяйство, отдельное предприятие, производственные процессы отдельного цеха промышленного предприятия, социальные процессы внутри предприятия (например, текучесть кадров).

Все вышеназванные процессы включены в информационную систему управления, ключевой задачей которой является принятие эффективных решений на основе достоверной информации. Здесь информация введена в информационную систему управления в качестве главного, центрального компонента и предназначена для обработки и принятия управленческих решений.

Наряду с технико-экономической и социальной политикой предприятия необходимо создавать инновационный прорыв в области создания концепции информационной политики предприятия

Особенности управленческой информации на предприятии. Признаки классификации

Необходимо говорить об особенностях управленческой информации на предприятии, так как это напрямую связано с организацией ее автоматизированной обработки. Можно перечислить основные характеристики, отражающие особенности данного класса информации: объемность, специфичность, цикличность, отражение результатов работы, специфичность по способам обработки и т.п.:

• управленческая информация предприятия объемна. Управление производственными, технико-технологическими, социальными и социально-экономическими процессами предприятия требует объемной системы показателей, характеризующих данные процессы;

• управленческая информация предприятия специфична по форме представления и отражается в виде первичных и сводных документов;

• управленческая информация предприятия циклична. Для большинства производственных, технико-технологических, социальных и кадровых процессов характерна повторяемость составляющих их стадий и информации, отражающей эти процессы (это позволяет созданным программам обработки информации пользоваться многократно);

• управленческая информация предприятия отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных (денежных) показателей;

• управленческая информация предприятия специфична по способам обработки. В процессе обработки преобладают арифметические и логические (сортировка, отбор) операции, а результаты обработки представляются в виде текстовых (аналитических) документов, таблиц, диаграмм и графиков.

Классификации управленческой информации.

Управленческую информацию традиционно классифицируют по различным признакам.

По источникам возникновения

• первичная

• производная

По способу фиксации

• устная

• документированная

По способу выражения

• цифровая

• текстовая

По характеру фиксации данных

• фиксируемая

• не фиксируемая

По направлению движения

• входящая

• исходящая

По стабильности

• оперативная, переменная

• условно-постоянная

По общим функциям управления

• плановая

• учетная

• аналитическая

• регулирующая,

координирующая

По конкретным функциям управления

• производственно-технологическая

• бухгалтерская

• планово-экономическая

• кадровая

• сбытовая

По времени возникновения

• о прошлых событиях

• текущих событиях

• o будущих событиях

К дополнительным признакам классификации управленческой информации предприятия можно отнести:

принадлежность (отношение) к данной системе. Этот признак позволяет разделить сообщения на входные (договора предприятия с заказчиками), внутренние (план выпуска продукции цехом) и выходные (платежное поручение в банк);

признак времени. Относительно времени события делятся на перспективные (о будущих событиях и процессах) и ретроспективные. К первому классу относится плановая и прогнозная информация (план повышения квалификации, месячный (квартальный, годовой) план выпуска продукции, финансовый план), ко второму – учетные данные (например, информация о выполнение цехом производственного плана);

функциональные признаки:

• первый функциональный признак классифицирует информацию по функциональным подсистемам предприятия, например, информация о трудовых ресурсах (персонале) предприятия, производственных процессах, финансах и т.д.;

• второй функциональный признак классифицирует информацию в разрезе основных функций управления: анализа, планирования, учета (отчетности), контроля, прогнозирования, координации.

• третий функциональный признак разделяет управленческую информацию по сферам на деятельностную и информационную сферы предприятия.

Рассмотрим более подробно последний функциональный признак. При рассмотрении управленческой информации предприятия необходимо выделять две стороны одного и того же процесса:

деятельностную сферу предприятия, включающую производство, менеджмент, маркетинг, финансы, персонал и т.д.;

информационную сферу предприятия с таким же наполнением: производство, менеджмент, маркетинг, финансы, персонал.

В ситуации внедрения информационных технологий разделение на информационную и деятельностную сферы обязательно и существенно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: