double arrow

Управленческая информация как знаковая система. Информационный шум

В большинстве случаев информация собирается, передается и обрабатывается с помощью знаков, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации. Набор знаков, для которых существует соглашение, называется знаковой системой.

Однако информация как знаковая система может существовать только в определенной предметной области (финансы, кадры, техника, технология и т.п.). Заданная область определяет тип предметной области и, значит, систему знаков, которая характерна только для данной области.

Для всех названных областей будет существовать своя знаковая (информационная) система.

С понятием «знаковая система» связано такое важное явление, как информационный шум.

Напомним, что принятие решения на любом уровне управления всегда опирается на информацию. Если заложить ложную или искаженную информацию, понимаемую как помехи для получения истинной информации, то и управленческое решение будет ложным или искаженным.

Правильное восприятие информации конечным пользователем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом. Различают три разновидности информационного шума и, соответственно, три информационных фильтра, блокирующих этот шум: с интаксический, семантический, прагматический.

Синтаксический и семантический (смысловой) фильтры иногда образуют один фильтр. Например, в последовательности знаков (слов, цифр), передаваемых или хранимых на носителе, могут быть участки, которые ошибочны: Пушкин – Пущин (синтаксическая ошибка приводит к содержательной ошибке); 495 – код Москвы, 497 – код другого города (неправильно набранный код города приводит к ошибке ввода). Эти участки потери смысла из-за ошибки составляют синтаксический и содержательный шум.

Прагматический фильтр устанавливает степень важности, ценности информации для потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают качественную и ценностную сторону информацию для того, чтобы определить первоочередную, второстепенную или избыточную информацию.

Каждый вид фильтра контролирует свой параметр. В результате контроля фильтры блокируют прохождение ложного сообщения.

Ранее было сказано, что в отличие от общего понятия «информация» управленческая информация всегда направлена на сбор, обработку и анализ сведений для принятия управленческого решения. Если в качестве объекта управления выступает отдельное предприятие или фирма промышленного или иного профиля, то в рамках информационных технологий необходимо говорить о информационной системе управления.

Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: