Экономическое развитие. Государственное образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ивановский государственный энергетический университет

Им. В.И. Ленина»

___________________________________________________________

ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ

ГОСУДАРСТВЕННОго ПЛАНа подготовки

Управленческих кадров

Для организаций народного хозяйства

Российской Федерации

В 2007/2008 – 2012/2013 УЧЕБНЫХ ГОДАХ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

2

Доцент кафедры менеджмента и маркетинга

О.И. Лапшина

Иваново 2011


Содержание

Глава 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные понятия 3

1.1. Экономическое развитие. 3

1.2. Становление теории инноватики и ее современные концепции. 5

1.3. Основные понятия инновационного менеджмента. 11

Глава 2. Инновационная политика. 2

2.1. Основные цели и задачи государственной инновационной политики. 2

2.2. Подходы разработки инновационной политики. 5

2.3. Факторы развития инновационной деятельности на предприятии 7

2.4. Сопротивление нововведениям.. 9

Глава 3. Создание инноваций. 12

3.1. Источники инноваций. 12

3.2. Методы поиска идей организационных инноваций. 12

3.3. Методы генерации идей в процессе создания инноваций. 14

Глава 4. Организационные формы инновационной деятельности. 18

4.1. Формы малого инновационного предпринимательства. 18

4.2. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах 20

4.3. Инновационные структуры федерального уровня. 23

Глава 5. Инновационные стратегии. 27

5.1. Понятие инновационной стратегии. 27

5.2. Классификация инновационных стратегий. 28

5.3. Типы инновационного поведения. 31

Глава 6. Управление инновационными изменениями. 34

6.1. Процесс выбора и реализации инновационной стратегии. 34

6.2. Цели и показатели инновационной деятельности организации. 36

6.3. Инновационный потенциал организации. 39

6.4. Инновационный климат организации. 43

6.5. Инновационная позиция, активность и сила организации. 46

Библиографический список. 50


Глава 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные понятия

Экономическое развитие

Понятия «инновация», «инновационный менеджмент», «инновационная экономика» в последние годы все чаще и чаще употребляются на государственном уровне, в средствах массовой информации, деловом сообществе. С конца ХХ века наблюдается изменение устоявшихся процессов, переоценка стереотипов, ускорение развития, смена технологий.

Центральным явлением всех происходящих в мировой экономике изменений является понятие «развитие», под которым понимают [4]:

- увеличение сложности какой-либо системы;

- улучшение приспособленности к внешним условиям;

- увеличение масштабов явления;

- количественный рост экономики и качественное улучшение ее структуры;

- социальный прогресс.

Вплоть до середины ХХ века экономическая наука не поднимала вопроса о решающем влиянии инновационных процессов на долгосрочный экономический рост. Опираясь на теорию производственных факторов, можно было анализировать результаты производства, прогнозировать будущие ресурсные возможности и принимать решения об их использовании. Но время неограниченных ресурсов прошло. Во многих странах возникали проблемы их эффективного использования, что стало невозможным без вовлечения в общественное производство новых знаний. На базе новых интеллектуальных продуктов капитал и труд, задействованные в производстве, меняют свое качество. Более того, системное улучшение качества производственных факторов, дополненное новым их сочетанием, приводит к резкому росту экономической эффективности.

Общемировая тенденция состоит в радикальных переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте. Интеграция во внешнюю рыночную высокотехнологическую среду требует нового инновационного менеджмента, адекватно и быстро реагирующего на ее непрерывные изменения (развитие).

Как инструмент развития инновация стала объектом самостоятельного управления во всех странах. Сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики центральное место отводится инновационному менеджменту как системе управления экономическим развитием. Прикладной областью инновационного менеджмента является развитие производства в реальном секторе современной экономики. Управление развитием связано с фундаментальными проблемами экономического роста, без понимания которых невозможно раскрыть принципы, методы и формы управления развитием производства.

Общее представление о взаимодействии факторов экономического роста может дать кривая производственных возможностей, отражающая максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при полном использовании всех имеющихся ресурсов (рис. 1.1).

Pиc. 1.1. Кривая производственных возможностей

Экономический рост определяется смещением кривой производственных возможностей вправо по стрелке.

В точках, находящихся на кривой 1—1, производство эффективно. Состояние производства во внутренних точках области 0—1—1 неэффективно, так как в этой ситуации предполагается неполное использование ресурсов. Увеличение производства потребительских товаров может быть произведено без ущерба для производства инвестиционных товаров, и наоборот.

Находясь в точке а, можно направить ресурсы только на производство инвестиционных товаров (путь аb), при этом объем производства потребительских товаров не изменится; если поступить наоборот (путь ас), тогда увеличение коснется потребительских товаров без ущерба для инвестиционных; можно проделать путь от точки а до любой точки на части кривой 1—1, ограниченной точками bc, отдавая предпочтение производству одного из товаров.

Попав в любую точку на кривой 1—1 (равные производственные возможности), можно увеличить объем выпуска инвестиционных товаров только за счет уменьшения производства потребительских товаров.

Точки, находящиеся вправо от кривой 1—1, при данном количестве факторов экономического роста недостижимы. Возникает вопрос: каким образом можно расширить возможности реального сектора, выпускающего инвестиционные и потребительские товары? Иными словами, каким образом сместить кривую 1—1 вправо?

Очевидно, это можно сделать следующим образом:

· увеличить количество факторов производства данного качества (факторы производства: труд, капитал, технологический прогресс);

· повысить качество используемых факторов без их дополнительного использования.

На практике экономическое развитие идет по двум направлениям одновременно и от того, что превалирует, какие предпочтения, зависят темпы (скорость) экономического роста.

На рис. 1.1 исходные производственные возможности, экономический потенциал реального сектора представлен кривой 1—1. В зависимости от того, в какой точке на кривой будет находиться производство, теоретически в перспективе реализуются разные темпы экономического роста. Если будет выбрана точка с (больше потребительских товаров, чем инвестиционных), то потенциал расширения производства уменьшится (кривая 2—2). Если будет выбрана точка b, то большое количество ресурсов будет исключено из потребления и направлено на инвестирование. Последнее позволит в будущем произвести больше потребительских товаров, и через определенное время кривая 1—1 займет положение 3—3.

В реальной экономике рост не достигает теоретически возможного из-за ограничений со стороны спроса и распределения. Иначе говоря, кривая хозяйственной деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной осями координат и кривой производственных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: