Концепция региональной маркетинговой стратегии Республики Бурятия

Введение

Стратегия регионального маркетинга является составной частью региональной экономической политики. Региональный маркетинг формирует уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность и, в соответствии с приоритетами, способствует социально-экономическому развитию Республики Бурятия. Региональный маркетинг дает возможность максимально эффективно включить население в развитие производства, управления. Основной целью регионального маркетинга является построение оптимальной модели развития Республики Бурятия, ориентированной на продвижение ее уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов.

Маркетинговая политика в Республике Бурятия направлена на концентрацию усилий по продвижению региональных продуктов на внешние рынки, поддержку сложившихся и развитие новых связей с другими территориями, повышение имиджа Республики Бурятия как в России, так и за рубежом.

1. Цели и задачи стратегии

регионального маркетинга Республики Бурятия

Региональная маркетинговая политика направлена на создание благоприятных условий для повышения качества республиканских ресурсов, поиск их потенциальных потребителей и вывод Республики Бурятия на лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда.

Исходя из этого, целью первого порядка регионального маркетинга Республики Бурятия является построение оптимальной модели Республики Бурятия, ориентированной на продвижение ее уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов и повышение ее конкурентных преимуществ в системе территориального разделения труда с целью улучшения качества жизни населения.

Исходя из вышеназванной цели, задачами регионального маркетинга являются:

• создание узнаваемого и запоминающегося позитивного имиджа Республики Бурятия;

• сохранение и улучшение конкурентоспособности расположенных в Республике Бурятия организаций производственной сферы и сферы услуг;

• вывод бурятских товаров на российские и международные рынки;

• поиск потенциальных рынков сбыта и потребителей, а также необходимых для устойчивого развития экономики Республики Бурятия видов и объемов ресурсов;

• совершенствование степени идентификации граждан со своей территорией проживания;

• привлечение в Республику Бурятия новых инвесторов;

• создание уровня известности выше республиканского;

• маркетинговое сопровождение товарообмена на территории Республики Бурятия и за ее пределами;

• повышение благосостояния территорий и комфортности проживания в Республике Бурятия;

• проведение исследования, создание реестра бурятских товаров. Целями второго порядка являются совершенствование управления, повышение культурной привлекательности Республики Бурятия и улучшение ее инфраструктуры.

Достижение этих целей позволяет использовать становящиеся все ограниченнее ресурсы с большей пользой и большей ориентацией на целевые группы. При этом подразумевается решение следующих задач:

• единство трех основных функций территории: как места жительства, как места отдыха (природная среда) и как места хозяйствования;

• определение отдельных признаков, по которым будет оцениваться Республика Бурятия;

• необходимо, чтобы цели регионального маркетинга работали на перспективу, но, с другой стороны, были реально достижимыми;

• маркетинг городов и других населенных пунктов Республики Бурятия должен являться составной частью общего регионального маркетинга.

2. Приоритеты республиканской политики при реализации стратегии регионального маркетинга

Приоритетами республиканской политики при реализации стратегии регионального маркетинга являются:

2.1. Поддержка организаций, функционирующих на территории Республики Бурятия, продукция и услуги которых успешно реализуются в других регионах и за рубежом (отсрочки или рассрочки налоговых платежей, предоставление ссуд на льготных условиях и другие меры господдержки).

2.2. Привлечение из других регионов хозяйствующих субъектов преимущественно «чистых» отраслей, наукоемких, high-tech-производств.

2.3. Привлечение организаций Республики Бурятия к участию в различных ярмарочно-выставочных миссиях, презентациях, проводимых в городах РФ и за рубежом, с целью пропаганды бурятских товаропроизводителей и достижений экономики Республики Бурятия.

2.4. Содействие в использовании высоких технологий для модерниза-ции отраслей промышленности.

2.5. Поддержка создания и производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новой техники и технологий.

2.6. Поддержка сотрудничества и укрепление деловых взаимоотношений с другими регионами в области интеллектуальной деятельности.

2.7. Содействие организациям в Республике Бурятия в расширении рынка сбыта продукции через развитие республиканской кооперации и межрегиональных связей.

2.8. Содействие внедрению систем сертификации товаров и услуг для повышения их конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках.

2.9. Стимулирование развития и расширения сети услуг.

3. Состояние регионального маркетинга Республики Бурятия, анализ конкурентных преимуществ и недостатков

Демонтаж государственной планово-распределительной системы и установление господства рыночной системы привели российские, в том числе сибирские, регионы к новому позиционированию своих возможностей в рамках межрегионального разделения труда. Изначально разные стартовые условия территорий (географическое расположение, природно-ресурсный потенциал, уровень технологического развития) повлияли на усиление позиций одних и ослабление других. Все это привело к тому, что в рамках системы межрегиональной конкуренции диспропорции между регионами-лидерами и аутсайдерами нарастают. В непросто складывающейся межрегиональной конкурентной борьбе требуются новые комплексные подходы к продвижению республиканских товаров и услуг, а также достижений и особенностей Республики Бурятия как универсального экономико-культурного продукта, перепозиционирование негативных сторон ее имиджа и оценка недостатков и преимуществ основных составляющих ее характеристик: геополитического положения, природно-ресурсного потенциала.

3.1. Геополитическое положение

Республики Бурятия

Геополитическое положение Республики Бурятия отличает ряд уникальных особенностей:

■1. Территория Республики Бурятия является транзитной по отношению к проходящей через ее территорию транссибирской магистрали. Кроме того, Республика Бурятия — крупный транспортный терминал с наличием междугородного аэропорта, автодорог магистрального значения.

2. По экономическим традициям более 3/4 всех взаимопоставок продукции и товаров между Республикой Бурятия и регионами России приходится на Сибирский федеральный округ — 68,4% (в том числе Иркутская, Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край).

На другие федеральные округа приходятся: Приволжский — 11,0% (в том числе Оренбургская область, Республика Башкортостан), Центральный — 7,8% (в том числе г. Москва, Московская область), Уральский — 5,6% (в том числе Свердловская, Челябинская области), Северо-Западный — 4,5% (г. Санкт-Петербург), Дальневосточный - 1,3%, Южный — 1,3%.

Геополитические ограничения экономического позиционирования Республики Бурятия состоят в том, что Республика Бурятия сегодня отрезана от ближайших традиционных рынков соседями. С запада продвижение бурятских товаров блокируется нарастающей внутренней интеграцией субъектов Уральского федерального округа, соседями по Сибирскому федеральному округу (Иркутская область, Красноярский край), а также мощным аграрным потенциалом Иркутской области и Алтайского края, имеющим выигрыш при транспортировке на рынки Кузбасса, Хакасии и Красноярского края.

С востока барьеры образуются Читинской и Амурской областями, Хабаровским и Приморским краями, обладающими во многом похожей по структуре экономикой и имеющими преимущество в виде выхода на морские пути. Таким образом, экспансия бурятских товаров в этих направлениях сопровождается жесткой конкуренцией, поэтому первоочередные задачи должны быть направлены на сохранение ранее завоеванных позиций.

3.2. Природно-климатический потенциал Оценка природных ресурсов республики свидетельствует, что базовыми для его исходного позиционирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. 10,4% территории Республики Бурятия занято сельскохозяйственными угодьями, 84,6% — землями лесного фонда. Не-возобновляемые ресурсы: на территории Республики Бурятия выявлено более 500 месторождений полезных ископаемых, из них более 300 учтены в государственном балансе Республики Бурятия. Среди выявленных — месторождения золота, молибдена, полиметаллов, вольфрама, марганца, бериллия, бора, олова, апатитов, фосфоритов, угля, графита, плавикового шпата, бентонита, асбеста, перлита, кварцита и другие. Доля Республики Бурятия в разведанных запасах молибденовых руд России составляет около 30%, причем около 20% запасов представлены высококачественными рудами с содержанием молибдена 0,1% и выше. Республика Бурятия обладает крупной разведанной и подготовленной к промышленному освоению сырьевой базой кварцевого сырья, в том числе гранулированного кварца. Доля Республики Бурятия в разведанных запасах плавикового шпата в России составляет около 16%.

Однако степень геологической изученности недр Республики Бурятия далеко не достаточна, поэтому можно прогнозировать с высокой степенью достоверности обнаружение здесь новых перспективных месторождений различных видов полезных ископаемых. Таким образом, с точки зрения использования сырья наибольшим потенциалом в продвижении

Республики Бурятия на внешние рынки обладают отрасли, связанные с возобновляемыми ресурсами — лесопромышленный и агропромышленный комплексы, в том числе все отрасли растениеводства, животноводства, а также добыча и переработка продуктов земли и леса.

Неблагоприятным фактором является экологическая обстановка. Город Улан-Удэ относится к экологически неблагополучным территориям России. Основные источники загрязнения окружающей среды — автотранспорт и промышленные предприятия. Общий неблагоприятный фон накладывает свой отпечаток и на внешний имидж Республики Бурятия. Уровень комфортности отелей может быть не выше третьего класса. Однако при планировании и осуществлении специального комплекса мероприятий экологические риски маркетинга Республики Бурятия могут быть минимизированы.

3.3. Экономическая структура

Экономика Республики Бурятия представляет собой многоукладное хозяйство со специализацией, сформировавшейся при кардинально различных экономических системах. Ее структура претерпела большое количество трансформаций.

В настоящий период экономическая структура Республики Бурятия представлена различными отраслями, как исторически традиционными — промышленность, сельское хозяйство, торговля, так и новыми, укрепляющими свои позиции в рыночной среде,- финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслуживание.

Специализацию реального сектора экономики в Республике Бурятия определяют агропромышленный, промышленный комплексы и строительство, на долю которых в отраслевой структуре валового регионального продукта приходится более 44%. На сферу торговли, транспорта и связи — 32,7%. Эко-номикообразующий сегмент в Республике Бурятия — промышленный сектор. Здесь сконцентрирована основная часть производственных фондов, занято большое количество работающего персонала, формируется более половины налоговых поступлений в бюджетную систему.

С учетом данной специфики бурятской экономики наиболее перспективными и динамично развивающимися отраслями являются электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая и легкая промышленность.

Из 79 (дотационных — А. П.)регионов России Республика Бурятия в 2002 г. находилась в десятке первых: по объему промышленной продукции (5-е место), по реальным денежным доходам (2-е место), по вводу жилья (39-е место), по индексу физического объема продукции сельско-, го хозяйства в хозяйствах всех категорий (56-е место), по производству мяса (47-е место), по производству молока (34-е место), по обороту розничной торговли (22-е место).

Данное распределение наглядно демонстрирует преимущества и слабые места бурятской экономики, определяет сегменты потенциального усиления маркетинговых исследований ресурсных рынков.

Несмотря на складывающуюся отраслевую специализацию Республики Бурятия, качество продуктовой специализации остается неудовлетворительным, прежде всего из-за отсутствия системы республиканских торговых марок и маркетингового сопровождения продвижения многих бурятских товаров.

3.4. Внешнеторговые обороты и иностранные

инвестиции

Сложившаяся структура внешнеторговых оборотов в целом отражает и подтверждает сложившуюся хозяйственную специализацию Республики Бурятия, и в целом фиксирует стратегические направления маркетинга республиканского товарного рынка.

Так, в 2002 г. структура экспорта товаров выглядела следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: