Доля в общем объеме

Наименование товарной группы экспорта в Республике

Бурятия (%)

Машиностроительная продукция 49,0

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 7,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 31,7

Топливно-энергетические товары 5,6

Продукция химической промышленности 1,1

Металлы и изделия из них 2,2

Текстиль и текстильные изделия, обувь 0,8

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3

Расширилась география поставок продукции машиностроения: если в 2001 г. товары этой группы экспортировались в 10 стран дальнего и ближнего зарубежья (Иран, Китай, Монголия, Шри-Ланка, ЮАР, Словакия, Казахстан, Литва, Украина, Узбекистан), то в 2002 г. — в 13 стран, новыми партнерами стали Пакистан, Корея (КНДР), Малайзия, Мьянма, Папуа — Новая Гвинея, США, Азербайджан, Латвия. Поставки продукции машиностроения в 2002 г. в такие страны, как Монголия, ЮАР, Шри-Ланка, Украина и Узбекистан, не производились.

Ведущие позиции в экспортных поставках из Республики Бурятия занимают Китай, Монголия, Латвия, Казахстан.

География экспорта также имеет свою товарную специализацию:

• Китай — лесоматериалы необработанные, пиломатериалы, бумага и картон, металлолом;

• Монголия — электроэнергия, газовый конденсат природный, узлы и запасные части к локомотивам, оборудование и механические устройства, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия из сахара, мучные кондитерские изделия, мука пшеничная;

• Латвия — ткань из шерстяной пряжи;

• Казахстан — бумага и картон.

Наряду с товарами Республика Бурятия экспортирует услуги. Общая стоимость экспорта услуг, оказанных хозяйствующими субъектами Республики Бурятия, составила 1008,3 тыс. долларов США. Основная часть оказанных услуг приходится на страны дальнего зарубежья (97,84%).

Наибольшая доля услуг приходится на ремонт транспортного оборудования (32,38%). Как положительное явление можно отметить расширение перечня экспортируемых услуг. Впервые в нем появился такой вид услуг, как ремонт машин и оборудования. Этот факт свидетельствует о том, что производители машиностроительной продукции совершенствуют свою экспортную деятельность, оказывая сервисные услуги, в конечном счете повышая конкурентоспособность выпускаемых товаров на внешних рынках.

Структура импорта в 2002 г. в значительной мере отражает существующие резервы импортозамещающих производств на территории Республики Бурятия:

Доля в общем объеме Наименование товарной группы импорта в Республике

_____________________________________________ Бурятия (%) ________

Машиностроительная продукция ____________________ 47,3 ___________

Продовольственные товары и

46,1

сельскохозяйственное сырье ________________________________________

Металлы и изделия из них ____________________________ 1,5 _____________

Текстиль и текстильные изделия, обувь ________________ 1,0 _____________

Прежде всего в структуре импорта по сравнению со структурой экспорта отмечается высокая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (46,1% к 7,2% соответственно). Основными партнерами, по импорту для Республики Бурятия являются Монголия, Китай, Германия, Узбекистан, Украина и Беларусь, на долю которых приходится около 100% всей стоимости ввезенных в 2002 г. товаров.

Товарная структура импорта по странам выглядит следующим образом:

• Монголия — мясо и субпродукты;

• Китай — фрукты, овощи, мясо и мясные продукты;

• Узбекистан — шерсть овечья, продукты питания;

• Германия — машиностроительная продукция;

• Украина — машиностроительная продукция;

• Беларусь — машиностроительная продукция, мебель. Внешнеторговый оборот за 2002 г. составил 237,6 млн долларов США,

в том числе экспорт — 200,4 млн долларов США, импорт — 37,2 млн долларов США. Положительное сальдо торгового баланса составило 163,2 млн. долларов США.

С начала 90-х гг. в Республике Бурятия ведется целенаправленная работа по повышению инвестиционной привлекательности Республики Бурятия. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Бурятия осуществляется в виде прямых иностранных инвестиций (создание предприятий с иностранными инвестициями и филиалов) и иностранных кредитов, удельный вес которых составляет 0,5% от общего объема инвестиций. Наиболее распространенной формой иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия, что характерно в целом для России, являются прямые инвестиции — вложения в создание организаций с иностранными инвестициями (ОНИ), включая организации со 100%-тным иностранным капиталом. С начала 90-х гг. и к концу 2000 г. на территории Респуб - лики Бурятия было зарегистрировано 148 организаций с иностранными инвестициями с общей суммой уставного капитала 27,4 млн долларов США, в том числе накопленный объем иностранных инвестиций соста-вил 15,04 млн долларов США, или 55%. Из общего числа организаций с иностранными инвестициями 37 — предприятия со 100%-ным иностранным капиталом (19% от общей суммы иностранного капитала).

В создании организаций с иностранными инвестициями (ОНИ) на территории Республики Бурятия участвует капитал 29 стран, причем большая часть ОИИ (136) образована с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наибольшее количество организаций с иностранными инвестициями создано с КНР (62), Монголией (26) и Республикой Корея (9).

По объему вложенных в создание организаций с иностранными инвестициями средств доли стран АТР и Европы почти одинаковы и близки к 50%. Наибольшая сумма иностранных инвестиций приходится на Китай — 5,04 млн долларов США, Ирландию — 3,0 млн долларов США, Австрию — 2,8 млн долларов США, Республику Корея — 1,3 млн долларов США. 12 организаций созданы с участием капитала стран СНГ: Украины, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Беларуси. С 1990 по 2000 г. в Республике Бурятия максимальный приток прямых иностранных инвестиций был обусловлен принятием законодательных и нормативных документов на федеральном и республиканском уровнях. Размеры инвестиций составили:

• в 1992 г. - 3,7 млн долларов США (21 ОИИ);

• в 1994 г. - 4,18 млн долларов США (40 ОИИ);

• в 1997 г. - 3,87 млн долларов США (7 ОИИ).

В 1999 г. происходит некоторое увеличение создания ОИИ по их количеству и по сумме иностранного капитала: было зарегистрировано 5 ОИИ

с уставным капиталом 117,41 тыс. долларов США, в том числе иностранный капитал — 60,86 тыс. долларов США, или 51,8%. Из этого числа 3 организации созданы с участием капитала Китая.

В 2000 г. созданы только 3 организации с незначительной суммой иностранного капитала — 7,62 тыс. долларов США. Страны-инвесторы: Республика Корея, КНР, АРВМ (Автономный район Внутренняя Монголия) КНР. Сфера деятельности организаций: швейное производство, производство, заготовка, переработка и реализация продукции сельского хозяйства, торгово-посредническая деятельность.

Несмотря на то, что по экспертным оценкам Республика Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пятерку лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций, некоторые позиции, в частности, ресурсно-сырьевой, интеллектуальный потенциал, законодательный фон делают Республику Бурятия малопривлекательной для иностранных инвесторов вследствие слабого производственного потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры и низких потребительских возможностей.

Тенденция сокращения количества организаций с иностранными инвестициями и в целом притока иностранных инвестиций сохраняется. Необходимо осуществить комплекс мер, направленных на активизацию инвестиционного процесса в Республике Бурятия. От того, насколько успешно будет решаться эта проблема, зависит будущее экономическое развитие Республики Бурятия.

4. Пути реализации стратегии регионального маркетинга

4.1. Общие установки стратегии

Пути реализации стратегии регионального маркетинга включают в себя несколько составных частей:

1. Повышение маркетингового потенциала производственной сферы.

2. Повышение инвестиционного потенциала предприятий-участников стратегии регионального маркетинга и совокупных ресурсов Республики Бурятия.

4.2. Повышение маркетингового потенциала производственной сферы

Сфера товарного производства является основой экономики и основным источником наполнения бюджетов всех уровней, поэтому развитию промышленности уделяется особое внимание. В настоящее время в Республике Бурятия развитие отраслей промышленности происходит по-разному. Наиболее эффективно развиваются топливно-энергетический комплекс, машиностроительный комплекс, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс и пищевая промышленность. На предприятиях этих отраслей промышленности наблюдается устойчивый рост вы-

пуска продукции, маркетинговое сопровождение продукции на товарные рынки, активное заполнение новых сегментов рынка. Во многом это вызвано эффективной работой маркетинговых служб предприятий (там, где они имеются), высокой квалификацией работающего там персонала. Но, несмотря на это, в основной массе в организациях машиностроительного комплекса, легкой промышленности, строительной индустрии, лесопромышленного комплекса роль и состояние маркетинговых служб, а также квалификация работающих остаются на низком уровне.

С целью повышения маркетингового потенциала производственной сферы необходимо:

• проведение мониторинга маркетинговых служб организаций всех отраслей промышленности в Республике Бурятия;

• утверждение практики формирования долгосрочных планов маркетингового развития организаций во всех отраслях промышленности;

• издание экономического аналитического журнала «Маркетинг в Бурятии» и его распространение в Сибирском федеральном округе, а также позиционирование в сети интернет;

• формирование единой республиканской электронной информационной базы данных хозяйствующих субъектов Республики Бурятия;

• активизация промышленной политики Правительства Республики Бурятия по продвижению продукции хозяйствующих субъектов на внешние рынки в другие регионы России, страны СНГ и дальнее зарубежье;

• формирование единого плана выездных выставочных мероприятий хозяйствующих субъектов при поддержке Правительства Республики Бурятия;

• закрепление на региональных рынках посредством создания в регионах торговых домов или торговых представительств от Правительства Республики Бурятия;

• проведение ряда мероприятий по укреплению и развитию системы под-• готовки кадров в сфере маркетинга.

Хозяйствующие субъекты являются основополагающим элементом маркетинга Республики Бурятия. Их выход на внешние рынки определяется культурой менеджмента, эффективностью их маркетинговой стратегии, умением работать с созданием и продвижением собственных торговых марок.

Только незначительная часть организаций гармонично использует составляющие успешного продвижения продукции на внешние рынки.

Этапы технологии повышения маркетингового потенциала производственной сферы выстраиваются по следующим направлениям:

1. Мониторинг менеджмента и маркетинговой культуры предприятий производственной сферы Республики Бурятия.

2. Классификация и группировка всех хозяйствующих субъектов по уровню развития менеджмента и маркетинговой культуры.

3. Распределение организаций по уровню развития внутри группы.

4. Мониторинг группового и внутригруппового состояния.

5. Разработка комплекса мер для предприятий каждой группы по уровню развития, включая дифференцированную систему государственной поддержки, с целью улучшения их положения внутри группы, а также для создания условий перехода в вышестоящую группу.

Главная задача настоящего этапа — повышение качества предпринимательских ресурсов, формирование оптимальных хозяйственных связей, позволяющих эффективно управлять сырьевыми и товарными потоками на территории Республики Бурятия. Основой данной модели сотрудничества является информационно-аналитический блок, позволяющий сопоставлять параметры спроса и предложения не только на количественном, но и на качественном уровне.

4.3. Повышение инвестиционного потенциала предприятий-участников стратегии регионального маркетинга и совокупных ресурсов Республики Бурятия

Объективно условием эффективной реализации инвестиционной политики является согласованность и скоординированность всех предпринимаемых в ее рамках действий с учетом других направлений экономической политики. Соответственно, инвестиционные решения на макроуровне должны быть согласованы с управленческими решениями в других сферах и обосновываться исходя из общеэкономических целей, а приоритеты инвестиционной политики должны быть обусловлены приоритетами общеэкономической политики.

Формирование системы приоритетов — объективная необходимость, поскольку имеющиеся в наличии инвестиционные ресурсы не в состоянии удовлетворить всех потребностей, что обусловливает необходимость выбора сфер приложения усилий, требующих первоочередного внимания.

Решение о концентрации инвестиционного капитала в той или иной отрасли на республиканском уровне принимается исходя из социальных, экономических и политических соображений. Основные факторы, влияющие на формирование системы инвестиционных приоритетов:

• концентрация инвестиционного потенциала в той сфере, где Республика Бурятия имеет реальные преимущества для получения дополнительного дохода в бюджет, т. е. в качестве приоритетных выбираются отрасли, дающие наибольшую отдачу, или быстро окупаемые самодостаточные коммерческие проекты;

• уровень развития сфер экономики, обеспечивающих интенсивное развитие экономики в перспективе: структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах и инвестирование в инновационные технологии;

• обеспечение экономической безопасности, к критериям которой относятся:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга.

4. Самообеспеченность экономики стратегическими ресурсами.

5. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

6. Поддержание и прогрессивное развитие научного потенциала Республики Бурятия, сохранение научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.

7. Сохранение и расширение межрегиональных экономических отношений.

8. Финансирование проектов, предусматривающих диверсификацию производств, освоение новых видов продукции, услуг, позволяющих с минимальными затратами переориентировать имеющиеся мощности на производство близкой по организации и технологии профильной продукции.

9. Вложения в повышение качества производимой продукции, работ и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: