double arrow

Обучение учащихся решению простых текстовых арифметических задач, решаемых сложением и вычитанием


Основанием для классификации простых задач является принцип: важнейшим матем. понятиям программ по М. соответствуют специальные типы простых задач. И действительно, используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходным материалом для ф у учащихся первоначальных абстракций и матем. понятий.

Простые арифм. задачи (п. а. з.) мы можем классифицировать:

Задачи, раскрывающие смысл операций сложения и вычитания.

На сравнение чисел с помощью вычитания (разностное сравнение)

На увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц

Эта классификация выделена из содержания программы: множество целых неотрицательных чисел, операции над ними(1), и множество целых неотрицательных чисел является упорядоченным(2) (3).

Однако с методической точки зрения понятия усваиваются лучше, если они изучаются во взаимосвязи, сопоставляются и противопоставляются; поэтому наряду с этими двумя нужно выделить класс задач (4), раскрывающих связь между сложением и вычитанием.

1.Задачи, раскрывающие смысл операции «сложение»- это первые задачи, с которыми встречаются учащиеся.Здесь они знакомятся с понятиями «условие задачи», «вопрос», т. е. приобретают общий опыт работы над текстовыми задачами. Пример: Таня нашла 3 боровика и 2 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Таня?




а) анализ условия, б) иллюстрация на наборном полотне, в) чтобы узнать, сложим все грибы в одну корзинку (на полотне на одну строчку). Сколько мы положили? (2 и 3)

На языке М. это 2+3. Сколько их оказалось? (5)

2.Задачи, раскрывающие смысл операции «вычитание»-дети знакомятся с ними одновременно, при знакомстве с задачами, раскрыв. смысл «сложения». Пример: У Пети 6 ручек, 2 он отдал брату. Сколько … осталось? (принцип работы тот же)

3. Задачи, раскрывающие связь между сложением и вычитанием. При решении первых двух типов задач дети могут решить, что достаточно найти в условии опорное слово (взяли, положили, забрали) и по нему определить действие (сложение или вычитание). Поэтому необходимо переходить к задачам, где опорные слова не помогут или даже могут ввести в заблуждение.

а) Юра подарил Коле 2 марки, Пете 2 марки. Сколько марок Юра подарил?

б) У Юры несколько марок. Он подарил Пете 3 марки и после этого у него осталось 5 марок. Сколько марок было у Юры?

Слово «подарил» подсказывает решать их вычитанием, но они решаются сложением.

Использование иллюстраций.

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

а) есть опорное слово «больше», «меньше», которое подсказывает выбор действия.

б) для понимания детьми – только иллюстрирование на наборном полотне.

У Наташи 3 карандаша, у Сережи на 2 больше. Сколько карандашей у Сережи?- в 2 кармашка полотна. „ „ „ - это Наташи



/////////// „„ - это Сережи

Работу нужно вести в 2 этапа:1) Определяется численность заштрихованного множества, 2) Два множества объединяются 3+2=5

Основа обучения решению этих задач- обработка (предварительная) с помощью наборного полотна «больше», «меньше»: Положите 4 синих кружка, под ними положите 6 красных кружков.-Кружки какого цвета имеют пару?-Кружки какого цвета остаются без пары? Это означает, что красных на 2 больше.

Задачи на разностное сравнение.

а) предварительный этап- с наборным полотном (см. выше), отработка «больше», «меньше»

б) более серьезная проработка условия (условие похоже на другие виды задач)

Петя принес 5 яблок и 3 груши. На сколько больше яблок он принес? (можно решить как 5+3, если не обратить внимания на вопрос)

в) обязательное иллюстрирование на наборном полотне o o o o o

| | | Попарно удаляются верхние и нижние.

   ? Для закрепления У решать любой из этих типов задач хорошо давать в дальнейшем упражнения на составление задач по краткой записи, чертежу, иллюстр.








Сейчас читают про: