Необходимость знакомства мл. школьников с понятиями «дроби» и «доли» продиктована тем, что им приходится делить числа, величины на равные части, в быту встречаться со словами «половина», «треть», «четверть». Т.к. программой не предусмотрено изучение мл. школьниками операций на множестве дробей, тоу них представлений о дроби, как о числе невозможно. Первоначальные сведения о дробях уч-ся должны получить через практические действия над реальными объектами, геометрич. фигурами, величинами. Понятия дроби начинается с изучения долей:
а) беседа о жизненных ситуациях – деление предмета на равные части (яблоко, шоколад)
б) практическая работа с геом. фигурами (деление путем сгибания)
в) решение обратных задач: покажи ¼ квадрата, ½ круга.
г) деление отрезков на 2, 4, 6, 8…
д) деление прямоугольника (ни одна из сторон не делится, подсчитывается общее кол-во клеток и оно делится, штрихуется)
е) решение задач на нахождение доли числа: В классе 21 уч. 1/3 девочки. Ск-ко девочек?
ж) решение задач на нахождение числа по доле: ¼ от всех первоклассников-9 человек. Ск-ко первоклассников всего?
При решении этих задач обязательно строить чертеж! (именно по нему решаются эти задачи)
В нач. школе нельзя давать ученикам сравнивать дроби с разными знаменателями, т. к. они всегда воспринимают дробь не как число, а как практическую долю некоего предмета, также нельзя рассматривать неправильные дроби. 4/3 отрезка AB означает, что отрезок разделили на 3 части и взяли 4 таких части. Откуда взялась 4-я часть?
Таким образом методическая работа учителя при знакомстве с дробями состоит в выборе учителем целесообразного множества исходных объектов и практических операций, которые ученики будут выполнять над ними. Понятие дроби будет отождествляться с результатом операций.