Разработка программы социологического исследования

Основная цель проводимых исследований – повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутри коллективных отношений.

Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они определяются спецификой, содержанием и условиями деятельности трудового коллектива. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач.

1. Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений - изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участии рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетенции и ответственности и т.п.).

2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.

3. Развитие системы адаптации новых работников к инновациям на основе исследования механизма формирования «кадрового ядра», факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствование системы подбора и расстановки кадров.

4. Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, её определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования.

5. Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры

6. Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего удовлетворения потребностей работников, развития социальной сферы в организации. Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников, социального развития организации.

Многие из указанных задач актуальны для современной Украины. В рыночных отношениях важнейшими являются вопросы трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов «работодатель – наемный работник», обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнёрства, не менее эффективной, чем в наиболее развитых странах с рыночной экономикой. В период «первоначального накопления капитала», ломки старой и отсутствия новой системы управления трудом, считая, что вовремя выплаченная зарплата и дамоклов меч безработицы являются лучшим стимулом к труду, работодатели на довольно длительный период выпустили из поля зрения указанные проблемы. Однако сегодня всё большее их число понимает: без учёта социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной. Эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся в Советском Союзе, современные Украинские и зарубежные разработки и прикладные исследования в сфере социологии труда.

Социологическое исследование – это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, что позволяет систематизировать факты о процессах., отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации.

Функции социологических исследований следующие.

Информационно-исследовательская направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации.

Организационно–внедренческая заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий. Предоставлении информации заинтересованным лицам.

Пропагандистская – распространение основ социологических знаний., особенно среди руководящего состава организации.

Методическая – разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивным методов ведения социологических исследований.

Социологические исследования бывают следующих видов:

- в зависимости от цели различают конкретные (эмпирические, прикладные) исследования, направленные на решение конкретных задач, имеющихся проблем в сфере трудовой деятельности, а также теоретические, цель которых – выявление общих социальных закономерностей, разработка методологии исследования, понятийного аппарата.

- в зависимости от того, в статике или динамике изучается объект, выделяют разовые (анализирующие состояние на данный момент) и повторные (изучающие объект в развитии) исследования, которые, в свою очередь, подразделяются на когортные (изучается один и тот же объект, те же люди, группы – через определённые интервалы времени) и панельные- повторное исследование проводится на той же выборке (часть общей изучаемой совокупности), но конкретные лица и группы, попадающие в выборку, могут быть другими, нежели в предыдущих исследованиях.

Помимо этого выделяют так называемые пилотажные исследования, т.е. пробные, предназначенные для апробации инструментария (например анкет, разработочных таблиц и т. п.)

Исследование может быть сплошным, когда изучается вся генеральная совокупность, т. е. весь объект исследования, все входящие в него единицы. Вместе с тем, если генеральная совокупность достаточно велика, может проводиться выборочное исследование, когда изучается лишь часть генеральной совокупности – «выборка».

Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Первый – подготовка к проведению исследования, включая составление его программы. Второй – сбор первичной социологической информации. Третий – подготовка собранной информации к обработке и её обработка. Четвертый – анализ обработанной информации и её обработка. Пятый – подготовка отчета о результатах исследования, практических рекомендаций.

Разработка программы социологического исследования – очень ответственный момент. Это документ, где определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работ.

В ходе постановки проблемы прежде всего необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т. п. Затем формулируется проблема- обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.

В соответствии с проблемой определяется цель исследования- модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Следует учитывать, что, поскольку социологические исследования требуют соответствующей квалификации и проводятся специалистами по заказу руководителей организаций, цель должна быть согласована с заказчиком.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо чётко сформулировать. Например: «изучить причины текучести кадров, в том числе по половозрастным, стажевым, профессионально-квалификационным группам работников», «проанализировать тесноту связи между уровнем заработной платы и удовлетворённостью работников трудом» и т. п. Задачи могут быть основные, ориентированные на решение главной проблемы, и вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. При построении плана исследования задачи должны быть систематизированы по этапам его проведения.

Не менее важным является определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). Он должен быть:

- чётко обозначен (профессиональная, отраслевая, территориальная принадлежность; функциональная определённость – изучаются межличностные отношения на работе, производственные связи, досуг и т.п.);

- ограничен временными рамками (изучается в статике или в динамике, с каким временным интервалом);

- количественно определён (изучаются вся совокупность, выборка, каков процент и репрезентативность выборки);

- описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

В рамках объекта выделяют единицы исследования (наблюдения)- элементы, в отношении которых ведется сбор информации. Такая группировка называется ещё типологизацией объекта исследования. Она может проводиться по количественным признакам (возраст, стаж) и качественным (пол, профессия и пр.)

Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Предметом исследования могут быть: взаимоотношения в коллективе, текучесть кадров, стиль и методы руководства и т п. Предмет исследования может иметь сложную структуру, например: текучесть кадров (факторы, мотивы, причины, последствия., направления и т. п.)

Очень ответственный момент – выдвижение гипотез – научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т. е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние. Это могут быть: внешние, исходящие из внешней среды, и внутренние, являющиеся частью самого объекта факторы; общие, присущие всем подобным объектам, и специфические, проявляющиеся лишь в некоторых из них; объективные, не зависящие от объекта, и субъективные, зависящие от его деятельности; прямые, чьё действие проявляется непосредственно, и косвенные, действующие опосредованно, через изменения в действии других факторов.

При выдвижении гипотеза должна:

- соответствовать исходным методологическим принципам диалектического материализма и прикладной социологии;

- учитывать научные положения и выводы, достоверность которых подтверждена установленными фактами;

- быть доступна для проверки;

- не иметь внутренних противоречий.

Для целей научного исследования выделяют следующие виды гипотез.

1. В зависимости от отношения к целям исследования: основные, указывающие на наиболее важные, сущностные связи и зависимости; не основные, характеризующие побочные связи и явления.

2. В зависимости от способа доказательства (проверки): гипотезы – основания, которые сами могут не иметь эмпирических, т. е. доказываемых с помощью опыта, а обосновываются выводимыми из них гипотезами; гипотезы-следствия используются для доказательства основных.

3. В зависимости от содержания предположения: описательные гипотезы, указывающие на связи, зависимости, но не дающие ответ на вопрос «почему»; объяснительные гипотезы, формулирующие предположения о причинах тех или иных явлений, процессов, зависимостей; прогнозные гипотезы, в которых заложен возможный прогноз ситуации: «если увеличить заработную плату, текучесть квалифицированных рабочих снизится».

4. В зависимости от обоснованности: первичные гипотезы (рабочие), выдвигаемые на начальном этапе исследования, при выявлении проблемной ситуации и определении проблемы; вторичные, формулируемые на основе проверки и уточнения первичных.

5. В зависимости от уровня анализа: теоретические гипотезы (формулируемые как система статистических показателей); эмпирические (формулируемые как система эмпирически выводимых, т. е. возможных к подтверждению опытным путем признаков, показателей, индексов).

Проверить достоверность выдвинутой гипотезы в ходе исследования можно, только если понятия, в которых она выражена, чётко сформулированы однозначно истолковываются и поддаются какому-либо количественному измерению. Для этого при разработке программы исследования применяются две основные процедуры – интерпретация и операционализация понятий.

Интерпретация понятий – уточнение, истолкование их смысла.

Теоретическая интерпретация подразумевает, во-первых, выделение главных, опорных понятий. Во-вторых, в ходе интерпретации понятия раскрываются через понятия меньшей степени общности. В- третьих, устанавливаются взаимосвязи понятий между собой, проверяется их непротиворечивость.

Эмпирическая интерпретация – выделение признаков объекта, доступных измерению. Установление показателей, которые могут быть количественно определены. Эти показатели называют «эмпирическими индикаторами». Например, масштаб текучести, интенсивность текучести кадров и т. п.

Операционализация понятий (или операциональная интерпретация) – это установление порядка количественного измерения показателей: единиц счёта, коэффициентов, индексов шкал, (коэффициент текучести кадров, индекс сплочённости группы и т.д.).

В ходе подготовки к проведению исследования необходимо обеспечить его репрезентативность (достоверность получаемых данных и выводов, гарантию того, что выводы, сделанные на основе анализа части совокупности, отражают свойства совокупности в целом).

Величина репрезентативной выборки зависит от дисперсии – разброса признаков (например, по возрасту, стажу и т. п.). Если дисперсия равна нулю, достаточно проанализировать одну единицу, входящую в объект исследования – выводы будут достоверно характеризовать всю генеральную совокупность. Соответственно чем больше дисперсия признаков, тем больше должна быть выборка. Обычно считается, что репрезентативная выборка не может быть менее 10 % генеральной совокупности.

При формировании выборки используется ряд методов вероятного отбора. К простым относятся: простая случайная выборка – с помощью таблиц случайных чисел; систематический отбор – через интервал в перечне объектов генеральной совокупности; серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определённые «гнёзда» - группы.

Среди сложных методов вероятностного отбора можно упомянуть: многоступенчатую выборку – случайный отбор проводится в несколько ступеней, при этом на каждой из них меняется единица отбора (цех – участок – бригада – работник); комбинированную выборку – на каждой ступени меняется не только единица, но и техника отбора; многофазовую выборку, когда на каждой ступени из большей выборки выделяют меньшую – до достижения необходимой величины; стратифицированную выборку – в генеральной совокупности выделяются однородные группы («страты»), а в них осуществляется случайная выборка любым методом.

Помимо указанных, существуют так называемые не строго случайные выборки, чей вероятностный характер снижен сознательно либо из – за применяемого метода выбора. К ним можно отнести целенаправленную выборку, в которую включаются отобранные по установленным исследователями критериям типичные представители генеральной совокупности; квотную выборку – строится как модель, отражающая генеральную совокупность в пропорциях изучаемых признаков (например, 10% - женщины, 25% - с высшим образованием; 12% - занимаются тяжёлым физическим трудом и т. п.); стихийную выборку («первый встречный»).

Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, наблюдательные листы, инструкции и проч.) Инструментарий должен быть апробирован на удобство использования и обработки данных, полноту и надёжность получаемых сведений в ходе пилотажного исследования.

Необходимо разработать организационно- технический план исследования. В нём должны быть определены этапы и сроки проведения работ, исполнители, формы предоставления результатов на каждом из этапов, формы контроля за проведением работ, смета затрат и источники финансирования. Целесообразно составление «сетевого графика», на котором условно обозначаются процедуры, операции исследования, устанавливаются временные взаимосвязи, возможности кооперации работников, параллельного выполнения отдельных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: