Повышение квалификации и аттестация работников школы

В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение на специальных факультативных педагогических учебных заведений. Практика показывает, что знания, полученные учителями при специально организованном обучении на базе педвузов, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. В таком случает и приходи на помощь специально организованная в школе система методической работы.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворять запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации.

В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;

3) организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов;

4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям; испытывающими определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования и др.;

7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов созданы организационно-координационные органы методической работы – методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет единственную функцию-повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя.

Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей. Методические объединения включают учителей-предметников и учителей начальных классов.

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня (для всех педагогических работников школы один раз в четверть), который является в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть.

Школа передового опыта как форма методической работы реализует а основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества.

В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Начинающие учителя школы объединяются под руководством одного опытного учителя или кого-либо из руководителей школы.

Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме.

Научно-педагогические конференции, педагогические чтения,творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы.

33.. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х гг. прошлого века. В нашей же стране только в течение последних трех лет созданы Центр и Институт педагогических инноваций.

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

В работе А.И. Пригожина дается такое определение: нововведение (инновация) – это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу-организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Таким образом, автор рассматривает нововведения как процесс с целенаправленной деятельностью людей - инноваторов. У данного процесса есть, по мнению автора, свои этапы, стадии.

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, ученые выделяют концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы.

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап практического применения полученного новшества, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого положительного эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап заменой данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляют собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

В педагогической науке выделяются: новизна абсолютная ( принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), относительная новизна ( местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, сремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи.

Частная новизна – один из видов относительной новизны. Частная новизна подразумевает обновление одного из элементов проекта, системы в порядке текущей модернизации, а продукт становится новым в каком-то одном отношении. Накопление частной новизны в нем может привести к его полному изменению без приобретения абсолютной новизны и осуществления радикального нововведения.

Условная новизна возникает при необычном сочетании ранее известных элементов. Последнее не ново само по себе, но в таком применении ведет к сложному и прогрессивному преобразованию.

Местная новизна отражает факт использования новшества в конкретных условиях, хотя это новшество уже применялось на этих объектах. Характеристика новшества связана с уровнем обобщения, оригинальностью, со способностью «дать жизнь семейству других новшеств», с контрастностью решения по отношению к другим предшествующим или параллельным новшествам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983.

3. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2011.

4. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.,1989.

5. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования. – М.,1997.

6. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

7. Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2003.

8. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб., 2005.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). – М., 1989.

10. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004.

11. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Социально-гуманитарные знания, 2000, № 2

12. Коротков Э.Н. Технологии проблемно-деятельностного обучения в вузе. М.: ВПА, 1990.

13. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса М., 1983.

14. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов н.Д, 2002.

15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1981.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992.

17. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции.Педагогика. 1997. № 3.

18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.,2004.

19. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

20. Педагогика высшей школы. Под ред. Н.М.Пейсханова – Казань, 1985.

21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.

22. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1997.

23. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей ред. В.С. Кукушина. – М., 2004.

24. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.,2000.

25. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. – Казань, 1989.

26. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под ред. Ю.К. Бабанского и др. М., 1980.

27. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах: труды международной педагогической конференции. – М., 1998.

28. Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского – М., 1987.

29. Радугин А.А. Педагогика. – М., 2002.

30. Рувинский Л.И., Кобылятский И.И. Основы педагогики. – М., 1985.

31. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. – СПб., 2006.

32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

33. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989.

34. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

35. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: