Концепция постиндустриального (информационного) общества как общесоциологическая теория развития была достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом. Дж. Гэлбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, А.И. Ракитова, Ю. Н. Нестеренко, и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин, М. В. Заковоротная и др.
Как мы можем понять, что такое информационное общество? По мнению А.И. Ракитова, общество считается информационным, если:
· любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
· в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
|
|
· имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
· происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
· происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.[45]
Исходным постулатом информационной эпохи является следующий: тот, кто владеет информацией и знанием, тот владеет и миром; информация и знание безграничны и наднациональны, а потому владеют пространством и временем и выведут их владельца на глобальный уровень.
В таких условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в ценный продукт и основной товар, стоимость которого постепенно приближается к стоимости продуктов материального производства. Под влиянием новейших научных и технологических знаний, материальное производство радикально меняет свою технологическую основу.
Итак, в современном (информационном) обществе знание, становится, с одной стороны, тоталитарным (в том смысле, что в современном мире, пожалуй, уже нет ни одной сферы или отрасли человеческой деятельности, которая так или иначе, тем или иным иным образом не подвергалась влиянию со стороны глобальной мировой сети) а способы его распространения - тотальными (печатные издания, телевидение, Internet, радио), где для отдельного человека становится невозможным ориентироваться во всех областях знания. С другой же стороны - знание сакрализуется. В качестве примера можно привести различия между обычными пользователями компьютера - теми, кто знает стандартный набор определенных команд и программ (и автор данных строк в том числе) и программистами - людьми, которые создают те самые программы, которыми пользуются все остальные. У этих остальных и присутствует так называемое иррациональное уважение («обожествление») к тем, кто сутками сидит перед черным экраном монитора и что-то там делает.
|
|
Таким образом, основной ценностью информационной цивилизации становятся разум и интеллект, а главной категорией - знание как предмет власти.