Контроль за учебно-познавательной деятельностью

Контроль в процессе обучения — наиболее отработанная про­цедура как в теории, так и в методике. Как относительно само­стоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образователь­ную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков вы­ражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслу­шивая ответ товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают до­полнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала. Воспи­тательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработ­ке воли. Ожидание проверки заставляет учащихся регулярно учить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлече­ний и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратнос­ти, формирует положительные нравственные качества и кол­лективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки. А это одних избавляет от излишней самоуверенности и самоуспокоенности, а другие начинают ясно сознавать свои недостатки.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педа­гогические требования к организации контроля за учебной дея­тельностью учащихся (по Н.А.Сорокину):

индивидуальный характер контроля, требующий осуществле­ния контроля за работой каждого ученика, за его личной учеб­ной работой, не допускающей подмены результатов учения от­дельных учащихся итогами работы коллектива (группы или клас­са) и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать провер­ку теоретических знаний, интеллектуальных и практических уме­ний и навыков учащихся;

объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъ­ективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или пред­взятом отношении его к некоторым из них;

дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разде­лов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий при­менения в соответствии с этими особенностями различной ме­тодики проведения контроля и педагогического такта учителя;

единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: