Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

1. Объектом данного преступления является как безопасность движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного), так и жизнь и здоровье человека. Безопасность движения автотранспорта законодателем выделена особо (ст. 264 УК).

Диспозиции статей комментируемой главы имеют сложную конструкцию, касающуюся как объекта, так и объективной и субъективной стороны преступлений, указанных в этой главе. Это в известной мере является причиной определенных сложностей при квалификации данных преступлений.

2. Прежде всего необходимо помнить, что диспозиция данной нормы является бланкетной, отсылающей для определения признаков преступления к специальным правилам, для установления таких элементов состава преступления, как объект посягательства и его объективная сторона. Поэтому для определения признаков преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к конкретным правилам, устанавливающим безопасность движения на соответствующем виде транспорта, поскольку нарушение именно этих правил образует объективную сторону преступления.

Так, если речь идет о преступлении на железнодорожном транспорте, суду необходимо исходить из предписаний, содержащихся в Федеральном законе от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"*(307), в Федеральном законе от 10.01.03 N 18-ФЗ, которым утвержден Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации*(308), в ст. 17 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в ред. от 10.01.03)*(309).

Правила безопасности на воздушном транспорте определяются постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N 1084, которым утверждены Федеральные правила использования воздушного транспорта Российской Федерации*(310), а также Положением о федеральной авиационной службе России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 994*(311). Названные документы, в частности Федеральные правила, раскрывают содержание определенных понятий, связанных с обеспечением безопасности движения воздушного транспорта. К примеру, безопасность использования воздушного пространства рассматривается как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения определяется как обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома. Нормы, направленные на обеспечение безопасности на воздушном транспорте содержатся и в ВК.

КВВТ содержит статьи, определяющие правовой статус капитана судна, его обязанности, в том числе и касающиеся обеспечения безопасности судна, а также главу, касающуюся безопасности судоходства. Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса России 17.01.96, также регулирует безопасность на речном транспорте. Кроме того, безопасность на морском транспорте регулируется и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятым 18-й сессией Ассамблеи Международной морской организации 4 ноября 1993 г., положения которого введены в действие в Российской Федерации приказом Минтранса России от 26.07.94 N 63 "О мерах по повышению безопасности мореплавания" (в ред. от 26.11.02)*(312).

При решении вопросов в рамках комментируемой статьи в необходимых случаях следует руководствоваться и различными инструкциями по эксплуатации соответствующего вида транспорта и другими актами, определяющими соответствующие требования к техническому состоянию транспортного средства, обязанности соответствующих лиц, по должности обязанных соблюдать правила безопасности и эксплуатации транспорта.

3. Нарушения правил эксплуатации и управления транспортными средствами на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, изложенных в перечисленных нормативных и подзаконных актах, составляют объективную сторону указанного в комментируемой статье состава преступления. В этой связи при рассмотрении этой категории уголовных дед суду необходимо установить, какие конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта нарушены. Учитывая то обстоятельство, что для решения таких вопросов в большинстве случаев необходимы специальные познания в области различных технических отраслей, для решения этих вопросов необходимо проведение экспертных исследований, в том числе и комплексных либо комиссионных.

4. Однако сам по себе факт нарушения этих правил без указанных в статье последствий не может служить поводом для уголовного преследования. Поэтому наряду с указанным нарушением соответствующих правил необходимо установить наступление определенных последствий - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.

Все статьи комментируемой главы в части наступления последствий в результате нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта претерпели изменения. Из их диспозиций Федеральным законом от 08.12.03 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"*(313) исключено указание о причинении в результате нарушения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такого последствия, как причинение крупного ущерба. В качестве последствий, определяющих уголовную наказуемость этого деяния, оставлено лишь причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человеку либо лишение жизни потерпевшего.

Следовательно, по делу необходимо установить наличие причинной связи между нарушением указанных выше правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями, тяжесть которых оговорена в диспозиции статьи. Тяжесть наступивших последствий и наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями определяется экспертным путем.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают в качестве квалифицирующих признаков этого преступления причинение соответственно по неосторожности смерти одного человека и смерти двух и более лиц.

6. Субъектом данного преступления является специальный субъект - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные выше правила. К таким лицам, в частности, относятся машинисты электропоездов, начальники ведомственных служб эксплуатации, капитаны судов (воздушного, морского), пилоты-инспекторы по безопасности, авиадиспетчеры и т.д.

7. Согласно диспозиции комментируемой статьи также усматривается, что данное деяние характеризуется и сложной субъективной стороной состава преступления. Для этого деяния характерна сложная форма вины субъекта посягательства: суд должен установить прямой умысел на нарушение виновным лицом правил безопасности на транспорте и неосторожную форму вины по отношению к наступившим последствиям.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Как уже отмечалось выше, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств законодателем выделены в отдельную норму УК. Согласно диспозиции комментируемой статьи данная норма охраняет два объекта: безопасность движения и эксплуатации на транспорте и жизнь и здоровье человека.

Безопасность дорожного движения федеральным законом определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

2. При разрешении этой категории уголовных дел необходимо иметь в виду, что на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения направлены: Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 10.01.03)*(314), содержащий как основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым законодатель в первую очередь относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, так и права и обязанности участников дорожного движения; постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О правилах дорожного движения" (в ред. от 25.09.03)*(315).

3. Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

4. Рассматривая такие уголовные дела необходимо помнить о сложной форме вины по данным преступлениям. Диспозиция комментируемой нормы уголовного закона говорит о прямом умысле виновного лица на нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее указанные в статье последствия. На практике имеют место ошибки, связанные с установлением такого умысла.

Так, Ш. был осужден за нарушение правил дорожного движения, связанное с превышением скорости движения автомобиля без учета погодных условий, в результате чего он не справился с управлением, автомобиль перевернулся на обледенелой дороге, и пассажиру был причинен тяжкий вред здоровью. Между тем судом было установлено, что эти действия осужденный совершил, пытаясь спасти потерпевшего от преследовавших их лиц, намеревавшихся убить потерпевшего. При таких обстоятельствах осужденный действовал в рамках крайней необходимости и его действия состава преступления не образуют.

Несмотря на прямой умысел виновного лица на нарушение правил дорожного движения, результатом которого стало причинение вреда здоровью потерпевшего либо наступила смерть человека, законодатель определяет неосторожный характер вины по отношению к наступившим последствиям. В противном случае необходимо рассматривать содеянное как умышленное убийство, совершенное с использованием соответствующего транспортного средства.

Так, Н. обвинялся в совершении умышленного убийства К., которого намеренно сбил трактором из хулиганских побуждений. Суд, переквалифицировав действия осужденного на ст. 264 УК, правильно указал в приговоре на то, что осужденный, управляя трактором, потерпевшего не преследовал, а напротив, тот двигался навстречу трактору. При этом суд отметил, что с учетом количества выпитого осужденным спиртного, тот плохо ориентировался в окружающей обстановке и не смог предотвратить наезд на потерпевшего.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают уголовную ответственность за совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний, повлекших смерть соответственно одного человека либо двух и более лиц.

6. Предметом преступлений, предусмотренных данной статьей, являются указанные в ее диспозиции транспортные средства: автомобили, трамваи и иные механические транспортные средства.

Примечание к комментируемой статье раскрывает понятие механического средства, о котором идет речь в диспозиции статьи: это троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Статья 265. Утратила силу

Федеральный закон от 08.12.03 N 162-ФЗ

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Комментируемая норма касается всех видов транспортных средств и путей сообщения (автотранспортных, железнодорожных, воздушных и водных). Поэтому в качестве правового обеспечения данной нормы служат законы и подзаконные акты, приведенные в коммент. к ст. 263 и 264 УК.

В них содержатся определения понятий, используемых данной нормой. В частности, в соответствии с Правилами дорожного движения под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Эти же правила содержат определенные требования к перевозке людей, грузов. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилам перевозки, установленным международными договорами РФ.

2. Техническое состояние участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Названные Правила дорожного движения содержат запрет эксплуатации автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, который имеется в качестве приложения к Правилам дорожного движения.

Аналогичные требования содержатся в ведомственных инструкцией, положениях, правилах по другим видам транспорта. Международный стандарт по управлению безопасной эксплуатацией судов обеспечивает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов, в соответствии с которым каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасности, отвечающую функциональным требованиям, изложенным в УК.

ВК предусматривает требования, обязательные для выполнения в части обеспечения безопасной технической эксплуатации воздушного судна независимо от формы собственности судов.

3. С учетом того, что вопросы, связанные с производством ремонта транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию в технически исправном состоянии, требуют специальных познаний, для правильного разрешения данных уголовных дел необходимо проведение экспертиз, в том числе и технологических.

4. По смыслу комментируемой статьи субъектами данных составов преступлений являются только лица, ответственные за техническое состояние транспортных сред, средств сигнализации и связи.

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Диспозиция комментируемой нормы не только называет само преступление термином "приведение в негодность", но и объясняет этот термин, излагая способы приведения в негодность перечисленных в этой же статье предметов посягательства. Согласно данной норме транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации и связи либо другое транспортное оборудование может быть приведено в негодность путем разрушения, повреждения. Под иным способом приведения этих средств в негодность следует понимать обесточивание электрических сетей, слив топлива из баков транспортных средств, блокирование транспортных коммуникаций.

Объектом данного преступления, как и в других случаях, указанных выше, является безопасность эксплуатации транспортных средств.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Безопасность работы транспорта обеспечивается не только выполнением правил безопасности движения транспортных средств, но и соответствующим поведением других участников движения.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" определяет участника дорожного движения как лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Не являются субъектами данного преступления лица, указанные в ст. 263 и 264 УК. Субъектами данного преступления являются пассажиры, пешеходы и другие участники движения.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в коммент. к ст. 263 и 264 УК.

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

1. Магистральный трубопровод является специфическим видом транспорта. Для правильного разрешения уголовных дел, связанных с нарушением правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, необходимо иметь представление о значении определенных понятий, употребляемых в этой сфере производственной деятельности, к которым относятся: магистральный трубопроводный транспорт, система магистрального трубопроводного транспорта, магистральный трубопровод, эксплуатирующая организация, охранная зона. Термины "магистральный трубопроводный транспорт" и "магистральный трубопровод" в смысле применения положений комментируемой статьи и в специальной литературе используются как синонимы. Вместе с тем приводимое ниже определение магистрального трубопроводного транспорта дает общую характеристику данного специфического вида транспорта. Понятие магистрального трубопровода, как оно звучит в диспозиции комментируемой статьи, дается в целях уяснения предмета посягательства по уголовным делам данной категории.

Итак, магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно и экономически независимых систем магистрального трубопроводного транспорта, магистральных трубопроводов.

Магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.

Охранная зона объектов системы магистрального трубопроводного транспорта - это территория вдоль трассы трубопровода и вокруг технологических объектов магистрального трубопроводного транспорта, необходимая для обеспечения безопасности эксплуатации указанных трубопроводов и его объектов. На данной территории устанавливаются особые условия землепользования, определяемые Правительством РФ.

С помощью трубопроводов на большие расстояния под большим давлением транспортируются различные виды горючих, химических веществ, газ, спирт, продукты нефтепереработки, что относит их к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.

Детальный перечень объектов и конструктивных элементов, входящих в систему магистрального трубопроводного транспорта и обеспечивающих его функциональное назначение, приведен в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России от 29.04.92 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.92 N 9 (в ред. от 23.11.94).

2. С учетом специфики транспортируемых по ним жидких и газообразных материалов, делающих магистральный трубопровод источником повышенной опасности, очевидна важность обеспечения безопасности при строительстве, ремонте и его эксплуатации. Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопровода, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только после получения разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода. Порядок оформления такого разрешения приводится в приложении к названным выше Правилам.

Деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта лицензируется Госгортехнадзором России на основе соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.06.02 N 382 "О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ" (в ред. от 15.11.03)*(316).

3. Субъектами данного преступления являются либо лица, ответственные за безопасное ведение строительства, ремонта и эксплуатации магистрального трубопровода, либо лица, выполняющие такую работу без соблюдения специальных правил безопасности. Ими могут быть лица, ответственные за такую работу в эксплуатирующих трубопровод организациях (операторы системы магистрального трубопровода), работающие в организациях, оказывающих услуги по транспортировке продукции, в строительных организациях, осуществляющих строительство и ремонт магистрального трубопровода.

С учетом важности и специфики этого вида транспорта в настоящее время разрабатывается проект Федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте".

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

1. Согласно диспозиции комментируемой статьи объектом данного преступления является безопасность людей, находящихся на море или ином водном пути. Обязанность капитана судна, получившего сигнал бедствия, оказать помощь людям установлена в ст. 30 КВВТ. При этом согласно его положениям спасательные операции должны осуществляться с должной заботой.

2. Единственным основанием исключения ответственности капитана за неоказание такой помощи людям может быть серьезная опасность для своего судна и находящихся на нем членов экипажа и пассажиров при осуществлении спасательных работ.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

1. В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N 1084*(317), а также Положением о Федеральной авиационной службе России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 994*(318), использование воздушного пространства без разрешения соответствующих оперативных органов единой системы организации воздушного движения РФ запрещается. Такими органами являются Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства РФ, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства РФ, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны России, управление с аналогичными функциями Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения РФ.

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ.

2. Данный состав преступления является формальным. Для привлечения к уголовной ответственности по данному закону законодатель не связывает нарушение правил международных полетов с наступлением какого-либо тяжкого последствия. Самого нарушения, указанного в диспозиции комментируемой нормы, достаточно для уголовного преследования виновного лица, являющегося, исходя из текста закона, специальным субъектом преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: