Личность учителя и требования к его педагогической деятельности в западно-европейской педагогике (Я.А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В.Г. Дистервег)

Я.А.Коменский: Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой-сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному». В качестве наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда чётко представляя, что должно быть достигнуто в ходе

обучения.

Ж.Ж. Руссо: Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло-жизнь. Воспитатель и учитель-это одно и тоже для Руссо. Он не разделяет обучение и воспитание, ибо считает, что ребёнка нужно обучить только одной единственной науке-науке об обязанностях человека. И главное не обучение, а руководство, не учитель, а руководитель, задача которог не давать законы детям, а научить их самих найти эти законы.

Воспитатель Эмиля в своей деятельности пользуется творческим характером ребёнка, его способностью подражать, желание активно проявить себя в деле; когда ребёнок видит, как люди работают в огороде, выращивают и убирают урожай, у него тоже появится желание делать то, что он видит. И тут воспитатель преподносит своему воспитаннику уроки морали и знание добра и зла, не давая ему самих понятий, не обсуждая с ним этих вопросов.

Отвергая всяческое насилие в воспитании ребёнка, Руссо считает, единственным эффективным методом обучения явл-ся собственное желание ребёнка обучаться. Задача воспитателя-дать ему это желание.

На многих страницах книги об Эмиле развивается мысль о том, что главный воспитатель-природа самого человека, что педагог лишь следует её естественному ходу и не мешает ей развиваться. На первый взгляд создаётся впечатление, что в представлении Руссо воспитатель-сторонний наблюдатель и не более как помощник природы. Руссо пишет: «Вы, начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания». Но Руссо буквально ни на шаг не отпускает от себя своего подопечного, постоянно следит за его поступками и дейсвиями. Педагог не пассивен. «Пассивность» педагога Руссо допускает лишь в том случае, когда происходит воспитание природой, т.е. внутреннее развитие способностей и органов. Воспитатель не властен над природой, он лишь ждёт, когда организм созреет, и следует за развитием ребёнка.

И.Г. Песталоцци: Воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы задержать или отклонить в сторону.

Главная задача воспитания-сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребёнка, и задача учителя-организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения.

Призывая воспитателей к любви и человечеству, Песталоцци не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он должен прежде всего искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что всё необходимое для них воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по мнению Песталоцци, дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить всё воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

Ф.В.Г. Дистервег: Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придаёт большое значение в обучении чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчёркивал, что в конечном счёте успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости. Учащиеся всё время должны чувствовать, что они двигаются вперёд. Хороший учитель твёрдо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Дистервег говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твёрдый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. Огромное значение Д. Придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...» Он рекомендовал учителям в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также всё время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: