Вопрос 24. Развитие принципа природосообразности в зарубежной западно- европейской педагогике ( Демокрит, Я.А

Развитие принципа природосообразности в зарубежной западно- европейской педагогике (Демокрит, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег.)

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. “Природа и воспитание подобны”,-писал он.

Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение – “Великую дидактику”, красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что “точный порядок школы надо заимствовать от природы”, что необходимо исходить из наблюдений “над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях”. Говоря о законах (основоположениях) природы, он считал природу созданием провидения.

Руссо. Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка,учитывать его возрастные особенности. “Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Считал, что воспитание получают из 3-х источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой осуществляется путем “внутреннего” развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми- приучение человека использовать развитие человеческих способностей и органов; от вещей – собственный опыт человека, приобретенный человеком от вещей, с которыми он сталкивался и которые на него воздействуют. Правильным воспитание буде тогда, когда все 3 фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Песталоцци. Цель воспитания- развитие всех природных сил и способностей человека, причем развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие на воспитание ребенка должно находится в согласии с его природой. Основной принцип воспитания- согласие с природой. Песталоцци не идеализировал,как Руссо, детскую природу. Считал, что “если усилия,делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно- животных свойств”. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

Дистервег. Вслед за Песталоцци важнейшим принципом воспитания считал природосообразность. Природосообразность в его трактовке – это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: