Страны СНГ

Законодательство стран СНГ в сфере социальной защиты инвалидов не отличается большим разнообразием, основные законы в этой сфере практически похожи друг на друга. Исключение составляет Россия, начавшая с начала 2005 года реформы в сфере социальной защиты населения, и Казахстан (см. ниже следующий раздел).

Для сведения перечислим наименования базовых законов и внимательно рассмотрим те изменения, которые происходят в России в сфере социальной защиты инвалидов.

Базовые Законы стран СНГ в сфере социальной защиты инвалидов:

Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (1991)

Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (1991)

Закон «О социальной защищенности инвалидов в Туркменистане» (1992)

Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Армения» (1993): В Республике Армения инвалиды имеют все социально-экономические, политические и личные права, которые закреплены в Декларации о правах инвалидов, принятой 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеей ООН, Конституции Республики Армения, настоящем Законе и иных актах законодательства. Республика Армения гарантирует обеспечение условий и возможностей индивидуального развития инвалидов, реализации ими своих способностей, прав и свобод, их участия наравне с другими гражданами Республики Армения в экономической и социальной сферах общественной жизни.

Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991)

Закон О социальной защите инвалидов в Кыргызской Республике» (1991): Настоящий Закон определяет государственную политику в отношении инвалидов в целях обеспечения им равных со всеми другими гражданами Кыргызской Республики возможностей в реализации прав и свобод, устранения ограничений в их жизнедеятельности, создания благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности, предусмотренные Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН, Конституцией Кыргызской Республики, общепринятыми принципами международного права и международными договорами Кыргызской Республики.

Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995)

Россия

С 1 января 2005 г. вступили в силу изменения в действующее законодательство о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - РФ), внесенные законом 122-ФЗ. Данный закон существенно изменяет значительное количество нормативно-правовых актов, касающихся инвалидов.

Полное название Закона 122-ФЗ - Закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Цель реформы: разграничение полномочий и финансовых обязательств между федеральными, региональными и местными органами власти и бюджетами; пересмотр всего комплекса льгот и их значительное сокращение.

Прежде всего, иначе разграничены полномочия между федеральным уровнем, уровнем субъектов РФ и местным самоуправлением. Следствием стало перераспределение властных полномочий, права издавать нормативные акты, изменение механизмов финансирования тех или иных расходных обязательств.

Вопросы социальной защиты инвалидов отнесены преимущественно к ведению федеральных органов власти. Положительное значение данного изменения заключается в том, что на всей территории России будут действовать одни правила и процедуры, все инвалиды будут иметь равный объем социальной защиты вне зависимости от того, в каком субъекте РФ они проживают. Ранее, когда ряд вопросов социальной защиты инвалидов был отнесен к ведению субъектов РФ, в более бедных регионах люди с инвалидностью вообще не имели возможности воспользоваться теми или иными льготами, предусмотренными действующим законодательством, в силу отсутствия в регионе средств для их обеспечения.

Другим направлением реформы стал пересмотр всего комплекса закрепленных законодательством льгот, их существенное сокращение. Оставшиеся льготы будут предоставляться в рамках «социального пакета» (набора социальных услуг).

В новой редакции ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отменяются следующие льготы:

- бесплатное обеспечение лекарственными средствами;

- бесплатный проезд в городском, пригородном транспорте для инвалидов, детей-инвалидов и их родителей (опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами);

- 50% скидка на проезд в междугороднем транспорте,

- бесплатное санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов и неработающих инвалидов;

- льгота по обеспечению автомобильным транспортом, ежегодная денежная компенсация расходов, связанных с эксплуатацией указанных транспортных средств;

- освобождение от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании;

- 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Отменяется положение о том, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоторые льготы, в частности обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном транспорте, проезд к месту лечения будут предоставляться в рамках социального пакета.

Льготы в натуральной форме с 1 января 2005 г. заменяются двумя формами социальной помощи - ежемесячной денежной выплатой и набором социальных услуг.

Размер ежемесячной денежной выплаты, включающей предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, составляет:

- для инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности -1400 рублей;

- для инвалидов, имеющих II степень ограничения способности к трудовой деятельности -1000 рублей;

- для инвалидов, имеющих I степень ограничения способности к трудовой деятельности -800 рублей;

- для инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 500 рублей;

- для детей-инвалидов - 1000 рублей.

Набор социальных услуг («социальный пакет») включает следующие услуги:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

- бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Дети-инвалиды, а также инвалиды, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, будут иметь право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего их лица, а также сопровождающий будет иметь право бесплатного проезда в пригородном транспорте и в междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Министерство здравоохранения и социального развития должно утвердить перечень лекарственных средств, которые будут предоставляться бесплатно, перечень санаторно-курортных учреждений, в которые будут даваться путевки, а также порядок предоставления данных услуг.

На оплату услуг, входящих в социальный пакет, направляется часть ежемесячной денежной выплаты. Каждая из услуг оценена: лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение стоит 400 рублей, а транспортное обслуживание - 50 рублей. При предоставлении социального пакета сумма денежной выплаты сокращается на 450 рублей.

С 2006 г. инвалид имеет право отказаться от социального пакета в целом, а также от предоставления лекарств и санаторно-курортного лечения, и отдельно от бесплатного проезда в пригородном транспорте и к месту лечения и обратно.

С первого января органы МСЭ переходят из регионального в федеральное подчинение, с созданием на уровне РФ органа, руководящего работой федеральных учреждений МСЭ.

Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" регулирует вопросы организации и деятельности органов МСЭ, из задачи, полномочия и порядок комплектования. В дополнение к этому документу принято Распоряжение Правительства РФ №1646-р.

Предполагается сохранение Главных бюро МСЭ в каждом субъекте РФ и наличие их филиалов - районных и городских бюро МСЭ. Руководство системой органов МСЭ будет осуществлять федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», в которое преобразуется ФГУП «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» (ФЦЭРИ).

Естественно, что переход этих учреждений в федеральное подчинение предполагает финансирование за счет средств федерального бюджета.

Другим важным изменением является повышение значения такого критерия ограничения возможностей инвалида, как степень ограничения способности к трудовой деятельности. Данный критерий, введенный пенсионным законодательством с 01 января 2005 г. будет иметь большее значение, чем группа инвалидности. Дело в том, что от установленной степени утраты способности к трудовой деятельности будет определяться размер пенсии,

С 01 января 2005 г. увеличивается численность сотрудников предприятий, обязанных трудоустраивать инвалидов в рамках квот - с 30 до 100 человек. Другим изменением в правилах квотирования является отмена на федеральном уровне нормы, обязывающей организации, не выполняющие квоту, вносить в бюджеты субъектов РФ плату за невыполнение квоты.

Отменяются положения:

- о финансировании создания специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- о порядке и условиях признания инвалида безработным. С нового года эти вопросы будут регулироваться общими нормами законодательства о занятости;

- из гарантий трудовой занятости инвалидов исключается осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений и организаций общественных объединений инвалидов.

Важное изменение, реабилитации инвалидов, заключается в том, что предполагается существование только федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно при условии включения этих мероприятий в ИПР.

Принято Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 г. №1343-р «Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Порядок обеспечения техническими средствами реабилитации определен Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. №771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета".

Отменяется положение о том, что разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, зачисляются в доход федерального бюджета. Отменяется положение о том, что данные денежные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.

Вопросы воспитания и обучения инвалидов на дому будут регулироваться нормативными актами субъектов федерации, также законодательством субъектов РФ будет устанавливаться размер компенсаций родителям на эти цели. Отменяются положения закона об образовании и закона о социальной защите инвалидов, гарантировавшие компенсации на обучение детей в негосударственных учебных заведениях общего образования.

Отменяются положения закона, гарантировавшие компенсации родителям, осуществляющим образование ребенка в семье. В примерном положении об обучении ребенка в семье пока нормы о компенсации сохраняются.

Отменяются компенсации на питание.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта РФ (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Закон отменяет постановление ВС РФ от 6 марта 1992 г. №2464-1 «О предельной величине оплаты родителями стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях», которое устанавливает предельный размер оплаты за пребывание в дошкольных учебных заведениях и освобождает родителей детей-инвалидов от платы за дошкольные учебные заведения.

Теперь на федеральном уровне стандарты финансирования образовательных учреждений будут утверждаться только для федеральных учебных заведений, для учебных заведений субъектов норматив финансирования будет устанавливать сам субъект. Размер норматива финансирования влияет на размер компенсаций на обучение.

Закон об образовании предоставляет право на внеконкурсное поступление для детей-инвалидов и инвалидов I и II группы только в федеральные государственные учебные заведения. Для средних специальных и высших учебных заведений субъекта федерации эта льгота должна быть установлена законодательством субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: