Классификация законодательств Азии и Тихоокеанского региона

Во всех конституциях Азиатских государств прописаны гарантии своим гражданам на равенство и достойную жизнь. Многие страны Азиатского региона имеют Конституционные положения, которые призывают Государство проводить положительную дискриминацию в пользу неимущих слоев общества, признают потребность в законодательном обеспечении полного участия и равенства инвалидов.

Законодательство в отношении инвалидов в Азиатском регионе в общем виде можно подразделить на четыре категории (по направленности на те или иные проблемные аспекты). Эти категории законодательства следующие:

- благосостояние (социальное обеспечение);

- социальное обслуживание;

- предоставление возможностей;

- права.

Ниже - определения и примеры из четырех широких категорий законодательства относительно инвалидов.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Законодательство сферы социального обеспечения содержит условия для получения медицинской помощи, опеки и пособия по инвалидности.

Законодательство социального обеспечения основано на восприятии, что инвалиды:

- не имеют потенциала, чтобы быть производительными членами общества;

- являются, прежде всего, получателями медицинской помощи и выгод социального обеспечения.

Примеры законодательства социального обеспечения следующие:

1. Акт (1991) Социального обеспечения Австралии:

- предусматривает выплату пенсий для поддержки тех людей, которые имеют физические, интеллектуальные или психиатрические недостатки.

2. Глава V Социалистической Конституции Северной Кореи (КНДР):

- предусматривает условия получения материальной помощи гражданами, которые нетрудоспособны из-за возраста, болезни или физической неспособности.

Кроме того, Глава 8 Социалистического Трудового Закона той же страны предусматривает предоставление субсидий тем рабочим, которые временно нетрудоспособны из-за болезни или трудового ущерба. Если человек нетрудоспособен более шести месяцев, то он имеет право на получение пенсий в рамках Государственной Системы Социального обеспечения.

3. Закон Социального обеспечения инвалидов Южной Кореи (1989):

- содержит условия предоставления медицинского обслуживания, образования, содействия занятости и обеспечения независимости.

4. Социальный Акт Безопасности Новой Зеландии (1938), предусматривающий защиту и социальное обеспечение граждан, включает:

- компенсации (пособия) за потерю дохода из-за временной нетрудоспособности, также пособия инвалидам и другим лицам, которые нетрудоспособны из-за болезней, несчастных случаев или врожденных дефектов.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ

Данная категория законодательства включает в себя нормы по инфраструктурной и финансовой поддержки учреждений, регулирования оказываемых ими специализированных услуг для инвалидов в сферах образования, профессионального обучения, занятости и реабилитации.

Ориентированное на обслуживание законодательство основано на признании того, что инвалиды обладают потенциалом для участия в жизни общества.

Примеры:

1. Акт о услугах для инвалидов Австралии (1986):

- охватывает условия по профессионально-технической и социальной реабилитации инвалидов.

2. Правительственное Регулирование Республики Индонезии №36 (1980) «Социальное обеспечение инвалидов»:

- условия для медицинской и социальной реабилитации инвалидов, развития физических, умственных и социальных способностей инвалидов для обеспечения жизнедеятельности в соответствии с их способностями, образованием и опытом.

3. Акт Социального обеспечения Сообщества инвалидов Новой Зеландии (1975):

- предусматривает помощь, включая финансовую поддержку, инвалидам и их семьям, также их общественным организациям, для интеграции инвалидов в общество.

4. Акт о Реабилитации инвалидов Таиланда (1991):

- предусматривает медицинскую реабилитацию, предоставление образования и вспомогательных устройств через Фонд Реабилитации.

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Законодательство, предоставляющее возможности (далее - Enablement законодательство), содержит:

- субсидии для приобретения вспомогательных устройств, получения образования и профессиональной подготовки,

- льготы по поездкам,

- мягкие ссуды для облегчения доступа инвалидов к государственным программам.

Enablement законодательство основано на предпосылке, что инвалиды:

- имеют, подобно неинвалидам, потенциал для внесения вклада в развитие общества;

- нуждаются в поддерживающих действиях для достижения равенства в различных аспектах жизни.

Примеры Enablement законодательства:

1. Фундаментальный Закон об инвалидах Японии (1970, изменен в 1993):

- предусматривает принятие и выполнение основных мер для социального обеспечения инвалидов и предотвращения причин инвалидности.

Закон о Содействии Занятости инвалидов Японии (1960):

- предусматривает квоты, содержащие юридические требования по использованию труда определенного процента инвалидов с предоставлением налоговых стимулов предпринимателям.

Акт о Доступе и Приспособлении Зданий для инвалидов и пожилых людей (Япония, 1994):

- содержит минимальные и рекомендуемые стандарты, которых нужно твердо придерживаться владельцами общественных зданий,

- поощряет строительство таких зданий, которые будут доступны и приспособлены для пожилых людей и инвалидов.

2. Закон о защите инвалидов (Китай, 1990):

- включает условия для реабилитации, образования, обучения, занятости и ведения культурной жизни для инвалидов, а также создания условий, способствующих их участию в жизни общества.

Отличительная особенность - этот Закон является планом обязанностей в отношении инвалидов Государства, всех уровней властей, общества, Национальной Федерации инвалидов, опекунов и членов семей, а также обязательств самих инвалидов.

3. Постановление Пакистана о Реабилитации и Занятости инвалидов (1981):

- условия документа охватывают сферы обучения и занятости инвалидов,

- порядок создания и деятельности Национального совета и провинциальных советов по реабилитации инвалидов. В состав советов входят представители разнообразных министерств и Администраторы Zakat (религиозный налог),

- использование религиозного налога на благотворительность, сферу социального обеспечения и поддержку людей, помогающим инвалидам.

4. Закон Достижимости, Филиппины (1984):

- содержит принудительные условия по приспособлению общественных и частных зданий и связанных с ними структур, улиц, шоссе и общественных предприятий коммунального обслуживания, включая транспортные системы, для доступа и пользованию инвалидами;

- содержит минимальные критерии для достижимости (доступа).

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Законодательство на основе прав стремится защищать людей с недостатками от дискриминации по признаку инвалидности и предусматривает адекватные гарантии от дискриминации, устанавливает порядок выплаты компенсаций жертвам дискриминации.

Такое законодательство основано на признании гражданских прав инвалидов, в частности, признании того, что:

- инвалиды имеют то же самое гражданство и гражданские права, как и неинвалиды;

- основное право инвалидов на достойную жизнь должно быть защищено Законом.

Примеры:

1. Федеральный Акт о Дискриминации по инвалидности, Австралия (1992):

- обеспечивает (предусматривает) защиту от менее благоприятных условий в вопросах доступа к образованию, обучению и занятости, социальному обслуживанию, реабилитации, услугам и другим программам.

2. Постановление о Дискриминации по инвалидности, Гонконг (1995):

- защищает инвалидов от исключения из сфер образования, профессионального обучения и занятости, использования общественных средств обслуживания и услуг предприятий коммунального обслуживания, и другое.

Во всех случаях, рассмотренное законодательство в той или иной мере признает право инвалидов на чувство собственного достоинства и достойную жизнь. Руководящим принципом в продвинутых Законах признание того, что инвалиды имеют равные права, и они должны быть защищены от предубеждений, которые унижают их достоинство. Следующие требования необходимы для защиты этих прав:

1. Защитить достоинство инвалидов; (1)

2. Запретить дискриминацию человека по признаку инвалидности в разнообразных сферах жизни; (2)

3. Наказывать за дискредитацию инвалидов (включая подстрекательство к ненависти и презрению инвалидов); (3)

4. Гарантировать равенство возможностей. (4)

Примеры рассмотренного законодательства предусматривают различные меры по социальному обеспечению и реабилитации инвалидов.

Среди них следующие:

1. Медицинская экспертиза, лечение, обучение и направление инвалидов в медицинские учреждения; (5)

2. Пенсии и пособия; (6)

3. Распределение, бесплатно или по субсидированной стоимости, вспомогательных устройств. (7)

Все примеры рассмотренного законодательства содержат enablement условия, которые обеспечивают доступ людей к образованию. Следующие действия необходимо рекомендовать правительствам и властям различных уровней:

1. Запретить дискриминацию в вопросе доступа инвалидов к образовательным учреждениям; (8)

2. Гарантировать свободное и обязательное образование детей-инвалидов; (9)

3. Повышать грамотность инвалидов через различные формы образования (специального, интегрированного и неформального образования); (10)

4. Приспосабливать и оборудовать существующие образовательные учреждения для удовлетворения специальных образовательных потребностей различных категорий инвалидов; (11)

5. Обеспечить (предусмотреть) финансовую помощь студентам, также и помощь в форме распределения оборудования бесплатно или по субсидированной стоимости; (12)

6. Продвинуть исследования, чтобы развить технологию обеспечения возможностей и методы обучения инвалидов; (13)

7. Организовать программы развития человеческого потенциала; (14)

8. Приспособить и изменить образовательные процессы для повышения доступа инвалидов к образованию. (15)

Для достижения целей равных возможностей и интеграции в экономическом секторе необходимо включить следующие меры в законодательство:

1. Запретить дискриминацию в сфере занятости по признаку инвалидности; (16)

2. Гарантировать равную плату за равную работу и те же самые условия обслуживания инвалидов, как и для неинвалидов; (17)

3. Осуществить схему положительной дискриминации в пользу инвалидов через систему квотирования, резервируя некоторый процент (2-5%) мест для людей с препятствиями в обучении и занятости; (18)

4. Развивать участие инвалидов в сфере занятости через реализацию программ занятости, например, по самозанятости; (19)

5. Предусмотреть стимулы учреждениям, обеспечивающим занятость инвалидов; (20)

В некоторых случаях законодательство предусматривает учреждение фонда для реабилитации и занятости инвалидов. Фонд имеет различные наименования в зависимости от направленности (21):

- «Социальный Фонд» в Индонезии;

- «Фонд Реабилитации инвалидов» в Пакистане, Таиланде;

- «Фонд Содействия Занятости для Инвалидов» в Корее.

Источники финансирования фондов - правительственные предоставления, пожертвования, налоги, собранные от предпринимателей, штрафы за неиспользование труда инвалидов и др.

Ниже - некоторые из целей такого фонда:

1. Служить как автоматически возобновляемый ресурс, компенсирующие понесенные расходы на оказание помощи инвалидам и поддержку медицинских, образовательных и других учреждений по социальной адаптации и обучению; (22)

2. Улучшать социальный уровень обеспечения инвалидов, особенно бедных; (23)

3. Организовывать учебные центры для инвалидов и давать финансовую помощь нетрудоспособным инвалидам; (24)

4. Оплачивать пособия тем предпринимателям, которые превышают квоту для занятости инвалидов, и субсидии тем, кто нанимает инвалидов с приспособлением рабочих мест; (25)

5. Финансировать учреждения, оплачивать ремонт средств реабилитации или оборудования для использования их инвалидами; (26)

6. Оплачивать предоставление доступа к объектам занятости, специальным школам и социальному обслуживанию. (27)

Учреждение, которое не нанимает инвалида, как это требуется согласно закона, может просто оплачивать в национальный фонд каждый месяц определенную сумму денег соразмерно размеру предполагаемой заработной платы. (28)

Существуют также детальные формулы для вычисления размеров таких платежей, которые должны быть оплачены предпринимателями за несоблюдение предусмотренной квоты для инвалидов. (29)

Многие из законодательств предусматривают создание условий для доступа инвалидов к окружающей среде (объектам, информации), включающие и принудительные меры.

Законодательство Китая, Японии, Филиппин и Кореи предусматривает меры по профилактике инвалидности. Признается необходимость:

1. Популяризировать знания по оказанию пред- и послеродовой помощи, также знания по профилактике и избежанию негативных факторов, приводящих к инвалидности (типа наследственности, болезней, отравления, несчастных случаев и др.); (31)

2. Проводить обзоры (32) и

3. исследования, имеющие отношение к причинам возникновения инвалидности; (33)

4. Усилить дошкольные и школьные программы по охране здоровья, и сделать это обязательным с проведением экзаменов; (34)

5. Усилить программы здравоохранения типа иммунизации, распространение информации о причинах инвалидности и путях его предотвращения (35)

Рассмотренное Законодательство также содержит условия, которые выделяют обстоятельства, дискриминирующие инвалидов. (36)

ВНУТРЕННИЕ ССЫЛКИ:

(1) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония.

(2) Акт о Дискриминации инвалидов (1992), Австралия;

Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(3) Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг.

(4) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(5) Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея;

Правительственное Регулирование Республики Индонезии (1980), «Социальное обеспечение инвалидов».

(6) Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея;

Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(7) Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония;

Инвалиды (Равные Возможности, Защита Прав и Полное Участие). Законопроект (1995), Индия.

(8) Акт о Дискриминации инвалидов (1992), Австралия;

Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея.

(9) Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Инвалиды (Равные Возможности, Защита Прав и Полное Участие). Законопроект (1995), Индия.

(10) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(11) Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(12) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(13) Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(14) Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(15) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(16) Акт о Дискриминации инвалидов (1992), Австралия;

Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(17) Акт о Дискриминации инвалидов (1992), Австралия;

Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(18) Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Трудовой Кодекс Социалистической Республики Вьетнам (1995).

(19) Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины.

(20) Закон о защите инвалидов (1990), Китай;

Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Трудовой Кодекс Социалистической Республики Вьетнам (1995).

(21) Правительственное Регулирование Республики Индонезии (1980), «Социальное обеспечение инвалидов».

(22) «Инвалиды (Занятость и Реабилитация)». Постановление, 1991, Пакистан;

Акт о Реабилитации инвалидов (1991), Таиланд.

(23) Правительственное Регулирование Республики Индонезии (1980), «Социальное обеспечение инвалидов».

(24) «Инвалиды (Занятость и Реабилитация)». Постановление, 1991, Пакистан.

(25) Акт, касающийся Содействия Занятости инвалидов (1991), Республика Корея.

(26) Акт, касающийся Содействия Занятости инвалидов (1991), Республика Корея.

(27) Закон, касающийся Содействия Занятости инвалидов и т.д. (1960, исправлен 1976), Япония.

(28) «Инвалиды (Занятость и Реабилитация)». Постановление, 1991, Пакистан.

(29) Закон, касающийся Содействия Занятости инвалидов и т.д. (1960, исправлен 1976), Япония;

Акт, касающийся Содействия Занятости инвалидов (1991), Республика Корея.

(30) A.S. 1428, Часть 1 (1988), Проект для Доступа и Передвижения - Общие Требования для доступа - Здания.

(31) Закон о защите инвалидов (1990), Китай.

(32) Инвалиды (Равные Возможности, Защита Прав и Полное Участие). Законопроект (1995), Индия.

(33) Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония;

Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея.

(34) Инвалиды (Равные Возможности, Защита Прав и Полное Участие). Законопроект (1995), Индия.

(35) Великая хартия вольностей для инвалидов (1991), Филиппины;

Фундаментальный Закон об инвалидах (1993), Япония;

Закон о Социальном обеспечении инвалидов (1989), Республика Корея.

(36) Акт о Дискриминации инвалидов (1992), Австралия;

Постановление о Дискриминации инвалидов (1995), Гонконг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: