Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СТРУКТУРА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ




Кинотекст может рассматриваться одновременно как дискретный,составленный из знаков, и недискрет-ный, в котором значениеприписывается непосредст-венно тексту.Киномонтаж также можно выделить двух родов: присоединение к кадрудругого кадра и присоединение к кадру его же самого (с какими-либомодальными изменениями или без них: смену коротких динамиче-ских кадровсверхдлинным и неподвижным можно рассматривать как результат - во второмслучае - мон-тажа, при котором к кадру присоединен он сам). Мон-тажразных кадров активизирует смысловой стык, делает его основным носителемзначений, монтаж однородных кадров делает стык незаметным, а смыс-ловойпереход - постепенным. Поэтому, хотя монтаж по своей природепредполагает дискретность, при де-монстрации ленты с имманентнымпереходом кадра в кадр для зрителя дискретность скрадывается так же, какв живой речи скрадываются границы между струк-турными единицами.Так возникает кинематограф, ориентированный на структурудействительности (ее "язык" по терминологии Соссюра) или же на еенепосредственно-эмпирическую данность ("речь", в той же терминологии).Реально в тексте, конечно, присутствуют и "язык" и "речь" - дело идетлишь о некоторой режиссерской ориентации, при которой одна тенденцияподчеркивается и сознательно выделяется на первый план, а втораяскрадывается.На этой основе возникают два типа повествования. Наш строй мысли, нашипривычные представления, многие из которых нам кажутся присущими самой(81) природе человека, сформированы словесной культурой, культурой, вкоторой человеческая речь играет роль ос-новополагающей коммуникативнойсистемы. Агрессив-но вторгаясь во все сферы семиозиса, онапереформиро-вывает их по своему образу и подобию. Она словесна инацелена на коммуникацию с другим индивидуумом. Несловесные илинаправленные на коммуникацию с самой собой системы в той или иной мереподавлены господствующим типом коммуникации. Поэтому, даже моделируя"рассказ при помощи картин", мы перено-сим на него схему словесногоповествования. Тем бо-лее мы склонны забывать, что привычноеповествова-ние с помощью языка и слов - лишь один из двух возможныхтипов рассказа.Первый воспроизводит словесный рассказ: он строится на прибавлении кединице текста еще одной еди-ницы, затем следующей и получении, такимобразом, повествовательной цепочки.Соединение цепочки различных кадров в осмыслен-ную последовательностьсоставляет рассказ.Другой тип повествования - трансформация одного и того же кадра.Вспомним строчку Фета: "Ряд вол-шебных изменений милого лица". Цепьизменении лица - конечно, повествование. Но при этом происхо-дит необъединение множества знаков в цепочках, а трансформация одного и тогоже знака. Напомним от-носящуюся к первым шагам кино ленту фотофонаДеммени: актер, произносящий слова "Я вас люблю".Если на ленте изображение представлено как дис-кретнаяпоследовательность различных изображение то для зрителя это -недискретное изменение одного,Если в первом случае повествовательность возникает за счет того, чторисунки используются как слова, то во втором возникает нарративностьсобственно изобразительного типа. Способность превращения иконическогознака в повествовательный текст связана с на-личием в нем некоторыхподвижных элементов. Так, на приведенном далее рисунке можно выделитькон-стантные элементы, позволяющие сказать про все изо-бражения: "Однолицо", а при слитном их проецировании заставляющие восприниматьизображение как один кадр. Но есть и переменные (способные в преде-лахданного кадра меняться) элементы. (82) Для того, чтобы разные кадрымогли быть соеди-нены в осмысленную цепочку, у них должен быть об-щийэлемент какого-либо уровня: это может быть одно и то же изображениедругим планом или два раз-личных изображения с общим модусом. Совпадениеможет быть смысловым (свисток милиционера и сви-сток паровоза). Можетповторяться деталь (шагаю-щие по обломкам стекла ноги Марка и ногиБориса по лужам в "Летят журавли" М. Калатозова), подчер-киватьсяединство направления действия (кадр вы-стрела сменяется кадром падениятела) и пр. Важно одно: при соединении различных кадров некоторыйдифференцирующий элемент повторяется, а при транс-формации кадра онстановится основой для различе-ния. В одном случае проявляется тенденцияк резким семантическим сближениям, а в другом - к смысло-вомумикроанализу, расщеплению.Первый тип характерен для подчеркнуто мрнтажного кинематографа. Онвыдвигает вперед проблему структуры мира и строится как системаскачкообраз-ных переходов от одного композиционного узла к другому.Второй тип ориентирован на непрерывное повество-вание, имитирующееестественное течение жизни. В первом случае режиссер дает нам"грамматику жи-зни", предоставляя самим находить жизненные текстеы,иллюстрирующие его модель. Во втором он дает нам тексты, предоставляясамим извлекать из них "грамма-тическую структуру". Однако, еслиисключить чисто экспериментальные ленты, речь может идти лишь идоминировании той или иной тенденции, поскольку это враги, нуждающиесядруг в друге. (84)








Дата добавления: 2015-05-15; просмотров: 276; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9175 - | 7250 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.