Определено, что экспертиза ценности – определение научно-исторической, социально-культурной ценности и практичной значимости документов на основе принципов и критериев их ценности. Основная задача экспертизы ценности документов заключается в том, чтобы установить, какие документы несут наиболее ценную информацию и отобрать их для постоянного хранения. Вторая задача экспертизы – определение сроков хранения документов. Они устанавливаются с учетом интересов общества, на основе соответствующих правовых норм государственной и общественной жизни. Третья задача экспертизы – установление степени сохранности документов и в случае частичной их потери обеспечение полноты состава архивных фондов путем пополнения отсутствующих материалов.
С учетом принципов экспертизы разработана система критериев ценности документов. Критерии выступают как индикаторы ценности информационных качеств документа и основаны на наиболее существенных свойствах документа. В современной теории экспертизы ценности выделяют три группы критериев: происхождения документов, содержания документов, внешних особенностей документов.
Для практических действий по проведению экспертизы ценности в Республике Беларусь существует система экспертных органов: в организациях создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК, ЦЭК), в органах по управлению архивным делом – экспертно-проверочные комиссии (ЭПК), в государственных архивах– экспертно-методические комиссии (ЭМК), на республиканском уровне действует Центральная экспертно-методическая комиссия (ЦЭМК)
В законодательстве Республики Беларусь по делопроизводству и архивному делу прослеживается единство подходов к проведению экспертизы ценности документов независимо от вида носителя. Основные требования к проведению экспертизы ценности ДЭВ закреплены в Инструкции о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11.05.2012 № 121.
Во второй главе определено, что процесс экспертизы ценности документов в организации проводит служба ДОУ и экспертная комиссия самой организации, а не какой-то специальный государственный орган. Иное дело, что проведение экспертизы ценности основано на нормативных документах, разработанных Государственной архивной службой страны. Экспертиза ценности документов осуществляется в три этапа: при формировании дел в соответствии с номенклатурой дел организации в структурных подразделениях;
при подготовке дел к передаче на ведомственное хранение или в государственный архив; в архиве организации после истечения сроков хранения документов с временным сроком хранения.
Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь в 2013 году осуществляла свою деятельность в новом правовом поле – в соответствии с изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2010 г. № 510 – т.е. осуществляла проверки соблюдения законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства только государственными органами.
Тем ни менее, анализ работы показывает, что и у этой категории организаций имеется достаточно проблем в оформлении и сохранности документов. Среди них – необходимо активизировать работу ЦЭК по оказанию помощи экспертным службам подчиненных (входящих в состав, систему) организаций по проведению экспертизы ценности документов, подготовке документов к передаче на постоянное хранение, обеспечение сохранности документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе документов по личному составу
Для активизации работы ЦЭК предлагается использование систем электронных архивов на основе продукта OPTIMA-WorkFlow.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автократов, В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения / В.Н. Автократов. - М.: РГГУ, 2001. – 230 с.
2. Жукова, М.П. Перечень типовых управленческих документов в делопроизводстве организации: справочник секретаря и офис-менеджера. - 2011. - N 1. - С. 6-10.
3. Иритикова, В. Методика работы с перечнями документов со сроками хранения // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2012. - № 9. - С. 30-45.
4. Кудрякова, Г. К вопросу об экспертизе ценности документов» / Г. Кудрякова. - Сакратар.by. - № 3 - 2013. - С. 6.
5. Юсипова, Е. Хранение доверенностей: технология и сроки // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2011. - N 9. - С. 12-29.
6. Суетина, Л.М. Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: практическое пособие / Л.М. Суетина. – М.: Норма, 2012. - 527 с.
7. Клоков И.В. Эффективное делопроизводство / И.В. Клоков, В.С. Пташинский В.С. – СПб.: Питер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/170143/read.- Дата доступа: 07.12.2014.
8. Инструкция по проведению экспертизы ценности и передаче на государственное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов, утв. Постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь, 30 июня 2010 г., №37 //Нац. Реестр павовых актов Респ. Беларусь, 2010 г., №8/22643.
9. Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения: Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1221-2000. - Введ. 2000-09-01.- Минск: Госстандарт, 2000.
10. Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утв. Постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь, 24 мая 2012 г., № 143 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
11. Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2011г., №323-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
12. Об утверждении системы государственных архивных учреждений Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 марта 2012 г., № 243 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
13. Органы архивного дела и делопроизводства и система государственных архивных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdo.vsmu.by/index.php?id=6.- Дата доступа: 07.12.2014.
14. Бобылева, М. П. Развитие принципов документооборота при переходе от бумажного к электронному взаимодействию // Делопроизводство / М.П. Бобылева. - 2012. - № 2. - С. 32-37.
15. Рудина, Н. Сдача законченных в делопроизводстве документов в архив // Делопроизводство и документооборот на предприятии / Н. Рудина. - 2012. - № 6. - С. 84-94.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

Приложение 2