Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
В том числе по подготовке к ГИА (ОГЭ):
Лазебникова А.Ю. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014 / А.Ю.Лазебникова. М.: Легион, 2009.
Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА/ П.А. Баранов. М.: АСТ, 2013.
Чернышева О.А., Пазин Р. В., Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ГИА-2014/ О.А.Чернышова, Р.В. Пазин, П.А.Ушаков. М.: Легион, 2013.
В том числе и интернет- ресурсы:
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http:// www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование раздела/программы | Тема урока | Дата | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Информационное сопровождение | Домашнее задание | |
По плану | Факт. | ||||||||||
Гражданин. Государство. Право. | Роль права в жизни человека, общества и государства | Комбинированный | Изучение нового материала. | Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы. | Знать основные термины, уметь сравнивать, делать выводы. | Устный опрос. | Презентация | Параграф 29, вопросы 1-3, выписать виды права и их назначение. | |||
Роль права в жизни человека, общества и государства. | Комбинированный | урок-беседа | Семейное, административное, гражданское, уголовное, трудовое право. | Знать основные термины, уметь определять ключевые признаки и отличия. | Устный опрос. | Презентация | Параграф 29, вопросы 4,5. Написать эссе: «Роль права в моей жизни». | ||||
Правовая ответственность. | Комбинированный | урок-дискуссия | Правонарушения, проступок, преступление | Знать основные термины, иметь свою точку зрения, аргументированно ее отстоять. | Дискуссия + конспект-справка. | Презентация. | Параграф 30, задание 2 письменно. | ||||
Правовое государство: право выше власти. | Комбинированный | Урок-семинар | Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство. | Знать основные термины, уметь анализировать, использовать их при пересказе. | Устное выступление + конспект-справка. | Презентации. | Параграф 31, вопросы 2-5. | ||||
Гражданское общество и государство. | Комбинированный | Урок-практикум | Гражданское общество, местное самоуправление. | Знать основные понятия, уметь читать источник, анализировать. | Работа с источником | Электронные схемы. | Параграф 32, написать эссе: «Мое идеальное государство». | ||||
Гражданское общество и государство. | Комбинированный | Урок-интервью | Гражданское общество, местное самоуправление. | Знать основные термины, уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. | Устные выступления. | Кинофрагмент. | Параграф 32, задание 3 (письменно). | ||||
Конституция России | Комбинированный | Урок-беседа | Конституция, ценности, закон, право, естественные неотъемлемые права человека, разделение властей. | Знать основные понятия, использовать их при ответе. | Письменный опрос. | Презентация | Параграф 33, эссе: «Доказать, что Конституция — основной закон страны». | ||||
Основы конституционного строя России | Комбинированный | Урок-беседа | Конституционный строй, государство, федерация, гражданство, субъект федерации, права человека. | Знать основные понятия, уметь использовать их при ответе. | Устный вопрос. | Презентация. | Параграф 34, выписать принципы конституционного строя, раскрыть 3 из них. | ||||
Обобщение по теме: «Гражданин. Государство. Право.» | Обобщение по теме: «Гражданин. Государство. Право.» | Контроль знаний. | Самостоятельная работа. | Основные понятия по теме: «Гражданин. Государство. Право». | Знать основные понятия, понимать их, сравнивать, доказывать свою точку зрения. | Письменная работа. | - | Подготовка к самостоятельной работе. | |||
Права человека и гражданина. | Гражданин — человек свободный и ответственный. | Комбинированный | Урок-лекция с элементами беседы. | Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция. | Знать основные понятия, анализировать, рассуждать. | Устный опрос. | Презентация. | Параграф 35, вопросы 1-5 (устно). | |||
Всеобщая декларация прав человека. | Комбинированный | Урок-семинар | Право, права человека, декларация | Знать основные понятия, анализировать, рассуждать. | Конспект-справка | Презентация | Параграф 36, вопросы 2, 5, 6 (письменно) | ||||
Международное гуманитарное право. | Комбинированный | Урок-лекция с элементами беседы | Международное гуманитарное право, жертвы войны,вооруженный конфликт, военные преступления. | Знать основные понятия, сопоставлять факты. | Конспект-справка | Презентация | Параграф 37, вопросы 1-6 (устно), задание 6 (письменно) | ||||
Частная и публичная жизнь гражданина. | Комбинированный | Урок-беседа | Частная жизнь, частное право, публичная жизнь, публичное право, гражданский кодекс | Знать основные понятия, сравнивать факты с реальной жизнью. | Устный опрос, обсуждение. | Электронные схемы, таблицы. | Эссе на тему «Неприкосновенность частной жизни» | ||||
Труд и трудовое право. | Комбинированный | Урок-беседа | Труд, трудовые отношения, трудовая книжка, дисциплина труда, профессиональные союзы | Знать основные понятия, в рассуждениях уметь сопоставить теорию и практику. | Устный опрос. | Презентация. | Параграф 39, вопросы 1-10 (устно) | ||||
Труд и трудовое право. | Комбинированный | Урок-практикум | Труд, трудовые отношения, трудовая книжка, дисциплина труда, профессиональные союзы | Знать основные понятия, аргументированно отстаивать свою позицию, уметь читать закон. | Работа с источником. | Электронные изображения, электронный «кодекс». | Параграф 39, задания 1-3 (письменно) | ||||
Собственность, предпринимательство и гражданское право. | Комбинированный | Урок-ролевая игра. | Собственность, предпринимательство, имущественные отношения, гражданское право | Знать основные понятия, уметь выполнять практические задания. | Устный ответ + конспект-справка | Презентации | Параграф 40, вопросы 1-6 (устно), задание 2 (письменно) | ||||
Духовная жизнь | Комбинированный | Урок-семинар | Право на свободу мысли, слова, убеждений; человеческое достоинство | Знать основные понятия, уметь использовать их при ответе. | Устный опрос. | Презентация. | Параграф 41, вопросы 1-5 (устно), задание 4 (письменно) | ||||
Свобода совести | Комбинированный | Урок-беседа | Свобода совести, свобода вероисповедания | Знать основные понятия, использовать их при ответе. | Устный опрос | Прещентация | Параграф 42, вопросы 1-5 (устно), задание 4 (письменно) | ||||
Семейное право | Комбинированный | Урок-практикум | Семейное право, права ребенка | Знать основные понятия, уметь читать источник, пересказывать. | Работа с источником | Презентация | Параграф 43, эссе на тему «Роль семьи в жизни общества» | ||||
Домашнее строительство | Комбинированный | Урок-беседа | Личное, семейное потребление; потребитель, права потребителей, семейный бюджет | Знать основные понятия, анализировать, рассуждать. | Устное обсуждение. | Презентация | Параграф 44, вопросы 1-5 | ||||
Социальные права человека | Комбинированный | Урок-интервью | Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение | Знать основные понятия, уметь отстаивать аргументированно свою точку зрения. | Конспект-справка | Презентация | Параграф 45, вопросы 1-8 (устно) | ||||
Политические права и свободы | Комбинированный | Урок-семинар | Свобода собраний, свобода ассоциаций, свобода слова | Знать основные термины, уметь использовать их в своем ответе. | Тест | Фрагмент фильма. | Параграф 46, вопросы 1-9 (устно) | ||||
Политические права и свободы | Комбинированный | Урок-дискуссия | Свобода собраний, свобода ассоциаций, свобода слова | Знать основные понятия, уметь отстаивать свою точку зрения | Дискуссия + конспект-справка | Презентация | Параграф 46, задание 5 (письменно) | ||||
Право на образование | Комбинированный | Урок-практикум | Образование, культурные ценности, право на образование, самообразование | Знать основные понятия, уметь читать источник, анализировать его, сопоставлять с реальной жизнью. | Письменная работа. | Электронные изображения, фрагменты закона. | Параграф 47, задание 1-6 (устно) | ||||
Обобщение по теме: права человека и гражданина | Обобщение по теме: права человека и гражданина | Контроль знаний | Самостоятельная работа | Понятия по теме: права человека и гражданина | Знать основные понятия, уметь анализировать, интерпретировать их. | Письменная работа. | Электронное задание. | Подготовка к зачету по теме | |||
Личность и мораль | Личность и личный выбор | Комбинированный | Урок-диспут | Человек, личность | Знать основные понятия, их трактовки, уметь отстаивать свою точку зрения. | Устный опрос + конспект-справка | Презентация | Параграф 48, вопросы 1-5 (устно) | |||
Личность и личный выбор | Комбинированный | Урок-беседа | Человек, личность | Знать основные понятия, их трактовки, уметь анализировать, сопоставлять | Устный опрос. | Презентация | Эссе на тему «Каждый ли человек — личность?» | ||||
Что такое мораль? | Комбинированный | Урок-дискуссия | Мораль, нравственность, нормы морали, моральная ответственность, гуманизм | Знать основные понятия, аргументированно отстаивать свою точку зрения | Дискуссия + конспект-справка | Презентация, электронные схемы. | Параграф 49, вопросы 1-5 (устно) | ||||
Добро и зло | Комбинированный | Урок-лекция с элементами беседы | Гуманизм, мораль, этика, добро, зло | Знать основные понятия, их трактовки, иметь и отстаивтаь собственное мнение. | Письменный опрос. | Фрагмент фильма. | Параграф 50, вопросы 1-4 (устно), задание 3 (письменно) | ||||
Долг и совесть | Комбинированный | Урок-практикум | Мораль, совесть | Знать термины, уметь читать источник, анализировать. | Работа с источником. | Презентация | Параграф 51, задание 8 (письменно) | ||||
Роль морали в жизни человека и общества | Комбинированный | Урок-семинар | Личность, мораль | Знать основные понятия и их трактовки, высказывать свое мнение. | Работа в группах. | Электронные изображения | Параграф 52, вопросы 1-4 (устно) | ||||
Нравственные основы любви, брака и семьи | Комбинированный | Урок-лекция с элементами беседы | Мораль, любовь, семья, семейный долг | Знать основные понятия, пересказывать. | Устный опрос. | Презентация. | Параграф 53, вопросы 1-3 (устно), задание 4 (устно) | ||||
Нравственная культура | Комбинированный | Урок-телепередача | Культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура | Знать основные понятия, творчески осмыслить тему. | Устные выступления + конспект-справка | Презентация. | Параграф 54, вопросы 1-5 (устно) | ||||
Итоговый урок: обобщение по теме «Личность и мораль» | Итоговый урок: обобщение по теме «Личность и мораль» | Урок повторения и обобщения. | Итоговая контрольная работа | Понятия по теме: личность и мораль | Знать основные понятия, осмыслить их, иметь свою точку зрения | Письменная работа. | - | Подготовка к зачету | |||