Действительная природа революции существенно разнится от романтических представлений ее апологетов. Многие типические черты революции могут показаться оскорбительными, уродующими "прекрасный лик революции". Что ж, мой анализ можно рассматривать как "реакционный". Я готов согласиться с подобным обвинением и готов к эпитету "реакционер", но... особого толка.
Читатель почерпнет из моей книги, что революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же... достигаются совершенно иные результаты. Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой. Карает же она за паразитизм, распущенность, неспособность и уклонение от выполнения социальных обязанностей (хотя в любом случае происходит деградация их высокого социального положения) не столько аристократические классы, сколько миллионы беднейших и трудящихся классов, которые в своем пароксизме надеются раз и навсегда революционным путем покончить со своей нишетои.
Если таковы объективные результаты революций, то от лица людей, их прав, благополучия, свободы и во имя экономического и духовного прогресса трудящихся я не только имею право, но и обязан воздержаться от революционного идолопоклонничества. Среди многих бэконовски "идолов" безусловно есть и "идол революции". Из бесчисленного числ идолопоклонников и догматиков, готовых в угоду тотему принес* в жертву и человека, есть и революционные идолопоклонники. На многомиллионным жертвам этому "божеству" ее жрецы продолжи требовать все новые и новые гекатомбы. Не прра ли воспрепятствова этим требованиям и прекратить поток жертв? Как и многие социальные болезни, революция результирует из целого комплекса ПР чин. Но неизбежность самой болезни не вынуждает меня приветствов' или восхвалять ее. Если подобная идеология "реакционна", то я с рад стью готов принять титул "реакционера".
опия социальной эволюции учит нас тому, что все фундаменталь- по -настоящему прогрессивные процессы суть результат развития нЬ1С И мира, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти, зверства, знания, борьбы, неизбежно сопутствующих любой великой револю-
сумас почеМу на революционный призыв я отвечу словами Христа из ЦИИ гелия: "Отче Мой! Да минует меня чаша сия!" Правда, все эти ^ВаНные предвестия заметно уменьшаются в случае "малых" революций, М^аызывающих к жизни великих гражданских войн. На первый взгляд НС Вет показаться достойным похвалы свержение без кровопролития Усильного правительства и низвержение аристократии, тормозящей
иальный прогресс. Если в действительности ситуация была бы таковой, С01пяд ли бы стал столь последовательным противником революции, ибо Яе намерен защИщать паразитирующую, бесталанную и коррумпирован- н аристократию. Но, увы, революции, выражаясь медицинским языком, стъ maladie a -typique1*, развитие которой невозможно предвосхитить. Иногда, проявляя слабые и невселяющие опасения симптомы, ситуация может внезапно ухудшиться и привести к летальному исходу. Кто может быть вполне уверен, что, зажигая свечу, не поспособствует тем самым громадному пожарищу, заглатывающему не только тиранов, но... и самых зачинщиков, а с ними многие тысячи невинных людей. Здесь, как никогда, необходимо помнить о том, что "прежде семь раз отмерь, один — отрежь".
В особенности об этом следует помнить сейчас, когда в воздухе и так веют взрывоопасные настроения, когда порядок — необходимое условие всякого прогресса! — потревожен, а революционный шквал вот-вот обрушится на многие страны.
Сейчас, пожалуй, более, чем когда-либо, человечество нуждается в порядке. Ныне и плохой порядок предпочтительнее беспорядка, как "худой мир лучше доброй ссоры".
Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми принципиальными канонами являются:
1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент, как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного.
2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу.
3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстриру ет позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон.
4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституци- нными средствами. Революции же презирают эти ограничения.
кии рание^этих канонов делает каждую попытку социальной реконстру-
и тщетной. Подобным канонам люди следуют, к примеру, возводя рексты 111111 при разведении скота. Но, увы, очень часто считается, что при НесвИСТР^К-ИИ °бщества нет необходимости следовать этим канонам. ФопмДУЩИЙ человек зачастую становится лидером революционных ре- прелп- ^ЧСТ Реальных условий сплошь и рядом объявляется "буржуазным моще аСС^ДК°М ''а тР ебование законности — трусостью или гражданским нничеством. Призывы к мирным и правовым методам — "реакцией",
' * необычная болезнь (фр.).
"духом разрушения". Эти "революционные методы" приводят к поо в революционных реконструкциях, а появление жертв становится обВаЛач1 ным явлением. Житель далекой планеты, наблюдающий за цял^^ действиями, вправе заключить, что на земле коровы и мосты пен ^ больше, чем человеческая жизнь: к первым относятся явно с больи*0* тщанием, ими не жертвуют с такой легкостью и в таком количестве, в ка^ приносят на алтарь революции ad majorem gloriam[129]* человеческие жиз°М
Обозревая все эти факты, трудно определить — смеяться над ни*1* или плакать.
При любом раскладе было бы несправедливым уравнивать ппаля человека с "привилегиями" коров и мостов. Однако это требовани гораздо проще выполнить, чем многие призывы всевозможных "neC клараций прав человека и гражданина". "
Причины революций
Основные причины революций. Анализируя предпосылки революций правильнее было бы начать с причин, порождающих революционные отклонения в поведении людей. Если поведение членов некоего общества демонстрирует такие отклонения, то и все общество должно быть подвержено подобным изменениям, поскольку оно представляет собой сумму взаимодействующих друг с другом индивидов.
Каковы же тогда те причины, которые приводят к быстрым и всеобщим отклонениям в поведении людей?
Вопрос о причинах, поставленный в наиболее общей форме, всегда аморфен и имеет некоторый метафизический душок. А потому, видимо, мне необходимо как-то дополнительно квалифицировать свой вопрос. Под причинами я в данном случае разумею комплекс условий, связь событий, обрамленных в причинную цепочку, начало которой теряется в вечности прошлого, а конец — в бесконечности будущего. В этом смысле можно дать предварительный ответ на поставленный вопрос. Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.
Таково в общих чертах суммарное утверждение о причинности революций, которая конечно же проявляется во множестве конкретных реалий разных времен и места действия. Если пищеварительный рефлекс доброй части населения "подавляется" голодом, то налицо одна из причин восстании и революций; если "подавляется" инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций. Если "подавляется" рефлекс коллективного самосохранения (к примеру, семьи, религиозной секты, партии), оскверняются их святыни, совершаются измывательства над их членами в виде арестов и т. п., то мы имеем уже третью причину революций. Если потребность в жилище, одежде и т. п. не удовлетворяется по крайней мере в минимальном объеме, то налицо дополнительная причина революций. Если у большинства населения "подавляется" половой рефлекс во всех его проявлениях (в вид ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствуют условИ* его удовлетворения, распространены похищения, насилие жен и принудительное замужество или разводы и т. п. — налицо пятая причин революций. Если "подавляется" собственнический инстинкт масс, гоС?°^е ствует бедность и лишения, и в особенности, если это происходит на Ф°
действия других, то мы имеем уже шестую причину революций. Если бЛаГ вЛЯется" инстинкт самовыражения (по Э. Россу) или индивидуальности П°Н М ихайловскому), а люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблено ^ пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием достоинств и достижений, а с другой — с преувеличением достоинств я* ^еЙ, не заслуживающих того, то мы имеем еще одну причину революций. ^^Если подавляются у большинства людей их импульс к борьбе и сорев- ательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, ^тоебность в свободе (в смысле свободы речи и действия или прочих П° пределяемых манифестаций их врожденных наклонностей), порождае- **е0 чересчур уж мирной жизнью, монотонной средой обитания и работой, ораЯ не дает ничего ни мозгу, ни сердцу, постоянными ограничениями К°свободе общения, слова и действий, то мы имеем вспомогательные всЛОвия — слагаемые революционного взрыва. И все это лишь неполный список причин. Мы обозначили наиболее значимые импульсы, которые подвергаются "репрессии" и которые ведут к революционным катаклизмам, а также лишь основные "репрессированные" группы, руками кото- пых свергаются старые режимы и воздвигается знамение революции.
Причем и сила "подавления" наиболее значимых инстинктов, и их совокупное число влияют на характер продуцируемого взрыва. Во всех исторически значимых революциях "репрессии" дают о себе знать особенно на второй их стадии. Необходимо также, чтобы "репрессии" распространялись кад можно более широко, и если не среди подавляющего числа людей, то по крайней мере среди достаточно весомой группы населения. Подавление меньшинства существует повсеместно; оно приводит к индивидуальным нарушениям порядка, обычно именуемым преступлениями. Но когда репрессии становятся всеобщими, то это приводит уже к "рутинности" нарушений и свержению режима. Акт этот по сути тождествен тем, которые совершаются индивидами, то есть преступлениям, но, став универсальным, он именуется высокопарно — "революция".
Рост репрессий, как и все остальное в этом мире, — вещь сугубо относительная. Бедность или благоденствие одного человека измеряется не тем, чем он обладает в данный момент, а тем, что у него было ранее и в сравнении с остальными членами сообщества. Полумиллионер сегодня, который был мультимиллионером еще вчера, чувствует себя бедняком по сравнению со своим былым состоянием и другими миллионерами. Рабочий, зарабатывающий 100 долларов в месяц, — бедняк в Америке, но богач в России. То же можно сказать и о возрастании или сокращении "репрессий". Они возрастают не только с ростом трудно- стви на пути удовлетворения инстинктов, но и тогда, когда они возрастает с разницей в темпах у разных индивидов и групп. При виде прекрасно Ротированного обеденного стола человек, физиологически вполне сы- и, почувствует голод и подавленность. Человек, увидев роскошные и и фешенебельные апартаменты, чувствует себя плохо одетым и ГД0МШ>1м, хотя с разумной точки зрения он одет вполне прилично ^имеет приличные жилищные условия. И это вновь — пример подавлено ^Деленных инстинктов[130]. Человек, объем прав которого достаточны* иРен> чувствует себя ущемленным перед лицом более существен- * привилегий у других.
Эти примеры могут послужить в качестве иллюстрации к моему тез и объяснить, почему в таком значительном числе случаев "подавлен**0^ инстинктов определенных групп в дореволюционные периоды возраст**6 не столько абсолютно, сколько относительно, первым долгом благода^ росту правовой собственности, социальной дифференциации и неравен ву. Следует постоянно помнить об этой релятивности "репрессий"
В этом суть первичной и всеобщей причины революций. Но таког объяснения было бы достаточно. Ведь для революционного взрьгв^ необходимо также, чтобы социальные группы, выступающие на страж существующего порядка, не обладали бы достаточным арсеналом средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Когда растущим революционным силам "репрессированных" инстинктов группы обороны способны противопоставить контрсилу подавления, а тем самым создать баланс давления, революция отнюдь уже не является столь неизбежной. Возможен сериал спонтанных выступлений, но не более. Когда же силы порядка уже не способны проводить в жизнь практику подавления, революция становится делом времени.
Таким образом, необходимо вновь подчеркнуть, что 1) растущее подавление базовых инстинктов; 2) их всеобщий характер; 3) бессилие групп порядка в адекватном описании являются тремя необходимыми составными всякого революционного взрыва.
Почему подавление импульсов всегда ведет к революциям? Почему рост репрессий базовых инстинктов масс приводит к всеобщим революционным отклонениям в поведении людей? Да потому, что подавление основных импульсов неизбежно вынуждает людей искать пути выхода, так же как и любой другой живой организм ищет спасения от несвойственной ему окружающей среды. Старые формы поведения нетерпимы, следовательно, необходим поиск новых форм. Репрессированный рефлекс вначале старается найти выход в подавлении в свою очередь других инстинктов, которые препятствуют его удовлетворению. К примеру, репрессированный пищеварительный инстинкт оказывает давление на те тормоза, которые удерживают человека от воровства, лжи, поедания запретной пищи и т. п. И тот, кто никогда не крал, становится вором и бандитом; тот, кто стыдился протянуть руку, становится попрошайкой; верующий прекращает поститься; тот, кто всегда соблюдал закон, порывает с ним; аристократ, поборов в себе чувство позора, отправляется на рынок, дабы продать пару штанов; тот, кто стеснялся есть на улице, теперь делает это запросто; тот, кто ранее презирал людей, теперь попросту льстит им, лишь бы заполучить ломоть хлеба, и т. п. Исчезновение большинства привычек, препятствующих удовлетворению репрессированных врожденных инстинктов, означает освобождение их от множества тормозов и способствует высвобождению их. В то же время это означает и ослабление условных рефлексов, которые ранее сдерживали все же человека от совершения определенных актов насилия, подобно воровст ву, убийствам, святотатству и т. п.[131]
Человеческое поведение отныне развивается по биологическим законам. Репрессированные инстинкты, разрушившие условные фильтры поведения, начинают оказывать давление на все остальные инстинкты- Баланс равновесия между ними исчезает, а инстинкты, на которы оказывается давление, смещаются. Это приводит к новой серии сдвиго в условных рефлексах и вызывает еще большую "биологизацию" повеД "
дей, дальнейшую расторможенность в совершении антисоциаль- fKT0B. Если правительство и группы, стоящие на страже порядка, не agHbI предотвратить распад, "революция" в поведении людей насту- сП°с°незаМедлительно: условно принятые "одежки" цивилизованного бдения мгновенно срываются, а на смену социуму на волю выпуска- '^рстия". Но как только видоизменяется тип поведения масс, то
еТСЯбежно с этим меняется и весь социальный порядок.
^|К)50пытно было рассмотреть этот вопрос, проанализировав один япугим действие репрессированных базовых инстинктов. 3 1 Исследования показывают, что громадную роль в человеческой тории играет голод и пищеварительный инстинкт1*. Периоды револю- ис £ восстаний в Афинах и Спарте, в Риме конца Республики, в Визан- ^ской империи, истории Англии (1257—1258 годы, начало XIV века, ТеоеД восстанием 1381 года, кануна и в первый период английской буржуазной революции середины XVII века, конца XVIII — начала XIX века, непосредственно перед чартистским движением и, наконец, в 1919—1921 годах) были периодами не просто обнищания, но и крайнего голода я подавления пищеварительного рефлекса. То же можно сказать и о времени, предшествующем французской Жакерии 1358 года, революций конца XIV и начала XV века, годах, предшествующих французским революциям (1788—1789, 1830—1831, 1847—1848 и, наконец, 1919—1921 годы).
Известна также и причинная связь между массовыми движениями на Руси (я имею в виду восстания и революции 1024, 1070, 1230—1231, 1279, 1291, 1600—1603, 1648—1650 годов, восстание Пугачева, народные движения XIX века, наконец, революции 1905—1906, 1917 годов) и голодом и обнищанием, что также иллюстрирует подавление пищеварительного инстинкта накануне революций2. В любом случае для провоцирования революционной ситуации подавление голода не должно доходить до крайней степени чрезвычайного истощения людей, ибо в противном случае массы попросту физически будут неспособными на революционную активность. С другой стороны, экономический прогресс, сопровождаемый неравным распределением продуктов, делает население достаточно мощным и в высочайшей степени опасным в плане потенциального крушения социальных препятствий и препон на пути к революции.
То, что верно относительно связи между подавлением пищеварительных инстинктов и революционными взрывами в прошлом, можно с соответствующими модификациями отнести и на счет всех остальных?,®ых рефлексов человека. Причинные отношения между их "репрессией ' и ростом революционных всплесков не подлежат сомнению. Обратимся лишь к некоторым примерам.
ко ^0Давление импУльса собственности, результируемого из экономичес- и дифференциации, всегда приводит к революционным взрывам. Это ^ложение подтверждается многочисленными фактами. Почему пролетари- наиб *)авно как работники физического, так и умственного труда — суть Чес ®Лее революционный класс общества? Да потому, что его собственни- анне И Инстинкт подавляется больше, чем у любого другого класса: он почти РабоМ Не владеет>если и вообще владеет чем-либо; дома, в которых живут его ц4116, пРинаД лежат не им; орудия труда не являются его собственностью; ^^^ящее, не говоря о будущем, социально не гарантировано; короче,
Между {?" Сорокин не проводит принципиальной терминологической разницы в со °Нятиями "инстинкт", "рефлекс", "импульс", употребляя их синонимич- 2 Пп ТВСТСТВИИ с принятой бихевиористической схемой "стимул — реакция". фа^т0р''ИМечательные детали на этот счет можно найти в моей книге "Голод как
он беден как церковная крыса. Зато со всех сторон он окружен непом нымн богатствами. На фоне этого контраста его собственнический ^ стинкт подвергается значительным раздражениям, подобно инстинк** материнства у женщин, не имеющих детей. А отсюда его революционное^^ его непрестанное ворчанье на "кровати из гвоздей", на которую взгром Ь' дила его история. Его идеалы социализма, диктатуры, экспроприаци" богачей, экономического равенства, коммунизации есть прямое проявленв* этой репрессии. Но как только собственнический инстинкт удовлетворен6 идеалы социализма и коммунизма растворяются, а сами пролетарии становятся ярыми поборниками священного права собственности.
Из кого чаще всего составляются революционные армии? Из па- уперизированных слоев, людей, которым "нечего терять, но которые могут приобрести все", — словом, из людей с репрессированным реф. лексом собственности. "Голодные и рабы" — к ним в первую очередь апеллирует революция, и среди них она находит самых жарких адептов Так было в греческой и римской античности, в Древнем Египте и Персии, в средневековых и современных революциях. Их революционные легионы всегда составлялись из бедняков. Последние были главным инструментом достижения революционных целей. Не достаточно ли этого для подтверждения выдвинутого выше тезиса о связи между собственническим инстинктом и революционностью?
Не подтверждается ли эта закономерность всем ходом истории европейских стран последних лет? Не сотрясался ли общественный строй от голода, нищеты и безработицы? Не связан ли успех коммунистической идеологии с социальными потрясениями и стачками? Не ощущаем ли мы эффект этой связи в современной Германии, самой нереволюционной из всех стран мира, которая пару лет назад стояла на краю революционной бездны? Этих рассуждений достаточно, чтобы отчетливо обрисовать социальное действие этой связки явлений.
3. Обратимся теперь к подавлению инстинкта самосохранения, который служит целям выживания индивида, а также к подавлению инстинкта коллективного самосохранения, который служит целям выживания социальной группы: семьи, нации, племени, государства, церкви, то есть любого кумулятивного образования, соорганизованного вокруг общности интересов. "Зерна" обоих инстинктов наследуемы и достаточно могущественны. Их подавление, особенно если это происходит одновре менно, очень часто приводит к революциям. В качестве яркого примера подобного подавления можно обратиться к опыту неудачных войн.
Война есть инструмент смерти. Она сурово подавляет инстинкт самосохранения, ибо принуждает человека поступать против его воли и перебарывает его неискоренимо протестующий стимул к жизни. В то же время она подавляет и инстинкт коллективного самосохранения, принуждая людей к уничтожению и оскорблению друг друга, подвергая опасностям и лишениям целостные социальные группы.
Следует ли удивляться после этого, что ужасающие войны зачастую приводят к социальным взрывам? Репрессированный импульс самосохранения приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание, дисциплину, порядок и прочие цивилизованные формы поведения и обращает людей в беснующиеся орды сумасшедших. Именно это произошло с русской армией в 1917 году, а позже с немецкими солдатами в 1918 году. Люди, ставшие рабами своего инстинкта самосохранения, бросают все и с яростью набрасываются на правительство, переворачивают существующий социальный порядок, воздвигают знамя революции-
Это объясняет, почему многие революции происходят сразу после ил во время неудачных войн. Вспомним, что революции нашего времен
екая, венгерская, немецкая, турецкая, греческая, болгарская — были ^ шснь1 при этих обстоятельствах. Применимо это и к русской револю- года. Турецкая революция смела режим Абдул-хамида после цИ11, чНой войны. А Парижская коммуна 1870—1871 годов — разве не не^льтат поражения в войне с немцами? Французская Жакерия 1358 года Революционные движения конца XIV века произошли в результате и Vе в Столетней войне и пленения короля Иоанна II после битвы при **С^тУ в 1356 году. В равной мере это относится и к английскому восстанию ПУа ^0да Уота Тайлера: волнения начались после поражения английской мии при Ла-Рошеле, собственно восстание разгорелось после неудачных иных действий против Ковенантеров. Вспомним и о революционных В°ижениях в Германии и Италии конца XVIII — начала XIX века, ^пыхнувших после серии поражений этих стран от наполеоновской армии.
Даже этого далеко не полного списка революций, разразившихся под епосредственным влиянием военных неудач, достаточно, чтобы убедиться в истинности приведенного выше утверждения.
Конечно же, войны приводят к революциям не только благодаря "репрессии" упомянутого инстинкта, но и в результате подавления других инстинктов людей (рост бедности, голод и дезорганизации структур, вызванные войнами, и т. п.). Но все же революционный эффект войны в первую очередь осуществляется через подавление упомянутого инстинкта. Люди, заинтересованные в войнах, вовсе не жаждут революций. Однако кто посеет ветер, тот пожнет бурю.






