Гражданское общество и правовое государство

В античности еще не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно у Аристотеля, Плато­на и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме. Новое время расчленило это единство и противо­поставило общество государству, индивида — обществу и государству. В по­литической теории Нового времени государство занимает подчиненное по­ложение по отношению к индивиду и гражданскому обществу8.

Концепция гражданского общества и правового государства сформиро­валась в XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье и другие философы при­шли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть це­лесообразно разделить на три незави-симые ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти должна быть относи­тельно самостоятельной и уравнове­ шивать другие. И. Кант предложил установить первенство законодатель­ной власти перед всеми другими властями, считая, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само дол­жно подчиняться.

Формальное равенство перед законом и представительная форма демок­ратии при ограничении доступа широких масс к политическому процессу — исторически первый тип гражданского общества на европейском континенте.

8 Мигранян А. Государство и общество // Знание—сила. 1988. № 12. С. 1-7.

Как и все в науке, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское общество» не удается втиснуть в жесткие рамки точ­ного определения. Оно многозначно. Выделим два главных: 1) гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания; 2) гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность непо­литических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия об­щественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов те, что относятся только к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень мно­го, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семей­ные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографи­ческий состав общества, формы общения, людей и т.д. — все то, что непод­контрольно государству.

На Западе под гражданским обществом понимают сеть добровольных и независимых гражданских ассоциаций, которые обеспечивают стабильность и эффективность демократических государств. Гражданское общество пред­ставляет собой горизонтальную сеть ассоциаций граждан вне сферы поли­тики, воспитывающих в своих участниках толерантность, дух сотрудничества и гражданскую активность: поэтому оно служит основой демократического

государства. Политические партии выступают в роли посредников между обществом и властью.

Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описы­вается предметом социологии. Поэто­му выражение «предмет социологии — гражданское общество» правильное. Но только в первом значении слова. Нередко предмет социологии опреде­ляют по «остаточному» принципу — как сумму всех неполитических отно­шений.

У понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существен­но отличается от первого. В качестве социологической категории «граждан­ское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокуп­ность неполитических отношений. В качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к ко­торой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о неком идеале или лозунге. И как идеал «гражданское общество» олицетворяет иде­альное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно уча­ствующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих лично­стей. В экономическом плане этот идеал означает многообразие форм соб­ственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духов-

ном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила пе­рестройка в середине 1980-х гг. в СССР и мирная революция 1991 г. в Рос­сии, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной вет­вями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуще­ствлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества.

В дореволюционной России отсутствовали как свободный индивид с его неотчуждаемыми правами, так и развитое гражданское общество. Считается,

что в России основы гражданского об­щества были заложены отменой крепо­стного права, земской, военной, судеб­ной, образовательной реформами. Ак­тивная просветительская деятельность ученых, писателей, публицистов и про­грессивно мыслящих политиков созда­ла в XIX в. условия для просвещения народа и формирования светской куль­туры. Становление гражданского обще­ства, как и развитие его экономическо­го фундамента — капитализма, продол­жалось всего 56 лет. После революции 1917 г. его дальнейшее развитие факти­чески сворачивается. В. Ленин надеял­ся, что можно достигнуть идеала, когда стало бы отмирать государство, а вме­сте с ним «бюрократические извращения». Однако реальность оказалась иной. Усиление государства и бюрократии привело к дальнейшему сужению граж­данского общества, свело неполитическую сферу общества к нулю. Таким образом, при социализме государство берет на себя не только собственные функции, но и функции гражданского общества. Результат очевиден: государ­ство снова как бы поглощает и общество, и индивида, оно само формулирует их задачи и требует беспрекословной реализации своих решений9.

Сейчас можно говорить о новом этапе, второй попытке построить граж­данское общество. Дорогу к нему проложила вначале горбачевская перестрой­ка, а затем ельцинские реформы. Однако до сих пор среди ученых нет еди­ного мнения относительно того, построено в нашей стране гражданское об­щество или нет. По мере укрепления гражданского общества «опекунская» сторона деятельности государства должна постепенно сводиться к миниму­му, а самому ему предстоит занять отведенное теорией место — стать функ­цией общества под надежным контролем последнего.

В истории нашей страны был период, когда могли возникнуть предпосыл­ки для развития гражданского общества. Это — время нэпа. Однако больше­вики выбрали иной путь, он привел к ужесточению социальной жизни и ее регламентации. И вот итог: демократический принцип «Все, что не запре­щено, то разрешено» у нас сменился другим, прямо противоположным: «Все,

Мигранян А. Указ. соч.

что не разрешено, то запрещено». По мнению Р. Роуза к), Россия напомина­ет общество песочных часов:

Такое общество чем-то похоже на гражданское общество, так как госу­дарство допускает существование некоторых неофициальных, а иног­да и официальных институтов и даже узаконивает их. И тем не менее и результате получается... общество песочных часов в силу того, что свя­зи между верхами и низами весьма ограничены... Если институты, на которые люди опираются в своей повседневной жизни, свободны от контроля со стороны государства, но одновременно практически не в состоянии влиять на него, то можно сказать, что граждане... как бы за­щищены от претензий недемократического и потенциально деспотичес­кого режима. Государство же может мириться с существованием подоб­ных институтов до тех пор, пока их деятельность ограничивается мел­кими проблемами отдельных людей и не затрагивает интересы государства.

Во многом его слова справедливы. Действительно, на протяжении дол­гой истории административный аппарат в стране был страшно раздут, и, как ни боролись с бюрократией царское, советское и постсоветское правитель­ства, она только множилась в числе. На другом полюсе, опять же несмотря на усилия правительств в области социальной политики, концентрировались массы бедняков. Средний класс всегда оставался в меньшинстве, он нена­долго прибавил в весе в 1960—80-е гг., после чего больше половины интел­лигенции превратилось в «новых бедных».

Итак, в понятии «гражданское общество» четко различаются два иногда противоборствующих зна­чения, два смысла — социологический и идеологи­ческий (а есть еще юридический). В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5—6 тыс. лет назад возникло государство.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заметим, что государство — лишь один из признаков общества, а именно: система уп­равления. Государство не исчерпывает даже поли­тическую систему. Оно — главный институт этой системы. Отличительная черта государства — суве­ренность (верховная власть плюс независимость), которая выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами обще­ства, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профес­сиональный аппарат управления, армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство — вторично. Оно возникает на определенной стадии развития общества для

"' Роуз Р. Россия как общество песочных часов: Конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. № 3(12). С. 3.

защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже гражданам приходиться защищаться от него. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и уста­новить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество является также сферой противостояния простых людей и властных структур. К спектру гражданских прав относятся право на выбор товара (услуги), право быть выслушанным, право на удовлетворение основных потребностей. Защита прав потребителей широко освещается в средствах массовой информации (в России это передача «Впрок» на телеви­дении, рубрики в газетах «Известия», «Московская правда», «Сегодня», жур­налы «Спрос» и «Впрок», издаваемые Конфедерацией обществ потребителей, региональные периодические издания, например газета «Качество и рынок» Омского центра стандартизации, метрологии и сертификации и др.). Здесь большая роль отводится также общественным организациям, которые без отвлечения ограниченных бюджетных средств помогают потребителям в решении их проблем. Общества защиты прав потребителей оказывают суще­ственную помощь в досудебном урегулировании споров, представляют ин­тересы истца в суде.

Гражданское общество как реаль­ность совпадает с гражданским обще­ством как идеалом только в одном слу­чае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верхо­венстве права в обществе, свободе лю­дей, их равенстве в правах. Члены об­щества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обя­зуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское обще­ство. Оно определяет собой государ­ство, а не наоборот. При этом личность имеет приоритет над обществом. Пра­вовое государство — тип государства с конституционным правлением, господством закона во всех сферах жизни, раз­витой правовой системой, разделением власти, широкими демократически­ми правами граждан, развитым социальным контролем политики и власти. Создание такого государства — длительный процесс развития общества. Правовым называется государство, отвечающее следующим требованиям:

♦ господство закона во всех сферах общественной жизни;

♦ подчинение законам государства и его органов;

♦ судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями, а философское обоснование получила у немецкого философа И. Канта. Правовое государство — неотъемлемый элемент демократии. При нем компетенция верховной власти ограничена с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа. Правовое государство — реаль-

ное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе стрем­ление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью мелочной опеки со стороны органов власти, гарантия индивидуальной сво­боды и основополагающих прав личности. Оно призвано защищать свобо­ду, безопасность и достоинство личности. Для того чтобы народ мог конт­ролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, вводится институт разделения властей — появляются зако­нодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Независимый с\д призван защищать приоритет права, в равной мере привлекая к ответствен­ности министра и рядового гражданина.

Человечество долго шло к идее и практике правового государства. О вла­сти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н.э. древ­негреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и за­конов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возник­ло разделение властей. Концепция правового государства сложилась только в XVII—XIX вв., а реализовалась она только в наше время и то в немногих странах. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Тоталитарное государство представляет собой полную противополож­ность гражданскому обществу и соответствующей ему политической форме,

которую называют правовым государ­ством. Личность и гражданские свобо­ды здесь подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Термином «тоталитаризм» описы­ваются формы единоличного правле­ния, при которых государство контролирует все стороны жизни граждан. Впервые тоталитарные формы правления появились после Первой мировом войны и имеют две современные разновидности — социалистическое госу­дарство и фашистское.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось госу­дарство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебал­ся от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократи11. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они явля­лись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.

Не случайно А. Грамши рассматривал гражданское общество как проти­вовес государству в условиях авторитарных режимов, когда политические организации, призванные представлять социальные интересы, оказывают­ся бесправными. Напротив, для Г.В.Ф. Гегеля гражданское общество высту­пало как система всесторонней зависимости, а государство — как осуществ­ление свободы, абсолютная цель разума, органическая жизнь народного духа и, более того, как путь Божий в мире.

Сегодня принято думать, будто гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит тоталитарному государству и подавляется им. Они ан­тагонисты. Тоталитарное государство характеризуют такие черты:

♦ аппарат подавления;

♦ преследование инакомыслящих;

♦ жесткая цензура и отмена свободы слова;

♦ диктатура одной политической партии;

♦ монополия государственной собственности;

♦ геноцид против собственного народа;

♦ подавление личности, отчуждение ее от государства.

Итак, отношения между обществом и государством строятся по двум ли­ниям — в одном случае государство подавляет общество, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а можно ли об­ществом подавлять государство?).

Тоталитаризм и демократия по-разному относятся к такому явлению, как гражданство. В одном случае права граждан нарушаются, в другом — поддер­живаются. Гражданство определяется правовым режимом страны, а тот в свою очередь зависит от политического режима общества. В таком случае под гражданским обществом мы должны понимать такую его организацию, при которой реализуются основные права и соответствующие им обязанности граждан, а государство выступает гарантом этих прав. Гражданское общество имеет три измерения — правовое (равенство перед законом), политическое (всеобщее избирательное право) и социально-экономическое (например, право на социальное обеспечение) ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: