Основные понятия культуры

Духовная сфера общества подразделяется на четыре составные части, или подсистемы — культуру, науку, образование и религию. Эту формулу мы назовем 4: 4 (рис. 22).

Использование термина «культура» в качестве одного из четырех компо­нентов духовной сферы неизбежно сужает ее значение. В узком значении культуру действительно понимают только как искусство — народное, элитар­ное или массовое. Однако понятие «культура» трактуют и в широком смыс­ле. Тогда оно становится эквивалентом всего общества, всех его сфер. Оба смысла — широкий и узкий — социологу надо учитывать, когда он пытается каким-либо способом структурировать предмет своего исследования.

Общество надо понимать не только как совокупность институтов и учреж­дений, но и как большую группу людей, сформировавших общую культуру. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) пони­мали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельско­хозяйственные культуры — понятия, относящиеся к труду крестьянина. В XVIII в. для европейцев термин «культура» приобрел духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Он стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и с утон­ченными манерами поведения. До сих пор слово «культура» ассоциируется у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хо­рошим воспитанием.

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи, но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, — система норм и ценностей, выраженная через соответству­ющий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помо­щью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окру­жающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передают­ся из поколения в поколение.

Рис. 22. Формула общества 4: 4. Из четырех сфер обществаэкономической, социальной,

политической и духовнойчевертая, духовная, в свою очередь складывается из четырех

частей (сфер): культура, наука, образование, религия

Итак, культуракомплекс, включающий знания, верования, искусство, мо­раль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В культуре выражены характерные черты данного обще­ства, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различают­ся именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда,' жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и мно­гое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, гигиени­ческие привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, обра­зуя этнический стиль.

В культуре выделяются две основные части — культурная статика и куль­турная динамика. Культурная статика описывает культуру в покое. К куль­турной статике относят внутреннее строение культуры — совокупность ба­зисных элементов или черт и формы культуры — конфигурации, характер­ные сочетания таких элементов. К культурной динамике относят те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение — культура зарождается, распространяется, разрушается, сохра­няется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной системы (а именно таком только и может быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поко­лений людей), то обязательно найдутся исходные клеточки, или «первокир-пичики». Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чер­тами культуры. Они бывают двух видов — материальные и нематериальные. Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные че­ловеком (их называют артефактами); это паровая машина, книга, храм, ору­дие труда, жилой дом, галстук, укра­шение, плотина и многое другое. Ар­тефакты отличаются тем, что они со­зданы человеком, несут на себе определенное символическое значе­ние, выполняют определенную функ­цию и представляют известную цен­ность для группы или общества.

Совокупность нематериальных эле­ментов образует нематериальную, или духовную, культуру; это — идеи, прави­ла, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, цере­монии, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а чувством и разумом. Нематериальные объекты нельзя потрогать, услышать, увидеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только время, когда их выполняют: церемония бракосочетания длится не­сколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материаль­ном посреднике. Знания выражаются через книги, обычаи, приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука мужчиной — это ритуальное, или символическое, действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справед­ливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в оди­ночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов; тогда говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс совокупность культурных черт или элементов. возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: ста­дион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, форвард, билеты и многое другое. Еще один комплекс — плуг; его появление произвело подлин­ную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствова­ния миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопе­чатания и паровой машины. Не менее важными оказались идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обряда инициации (посвя­щения юношей в статус взрослого). Они вызвали к жизни новые социальны^ институты, формы власти, системы вознаграждения, законы. Одним из са-

мых ярких примеров культурного комплекса является этикет. Он характери­зует не просто цивилизованное общество, но прежде всего светское, кото­рое строит свои отношения на почтительности и уважении одного человека другим.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район называется культурным ареалом, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, сла­вянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного об­щества.

Совокупность всех культурных комплексов, присущих данной социаль­ной группе, в частности этносу либо всему человечеству, именуется культур­ным наследием. Культурное наследие — часть материальной и духовной куль­туры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание време­нем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Далеко не все из того, что создано ру­ками и умом человека, становится культурным наследием. Так, сегод­няшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов; но если к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвраща­ются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Куль­турное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом почитания. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством его объ­единения в периоды кризисов и нестабильности.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии — нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культур­ные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологи­ческие потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэто­му у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п. В число культурных универсалий, в частности, входят спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, го­степриимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверие, магия, брак, вре­мя принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя,

послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, уче­ние о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отуче-ние ребенка от груди, наблюдение за погодой и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: