Технические заимствования и обмен опытом

Техническое развитие стран неравномерно. Сказываются географические, климатические, социальные и культурные условия. У лидеров в отличие от аутсайдеров уровень разделения труда и технический базис соответствуют уровню сложности социального устройства. Поэтому, усваивая технические достижения лидеров, аутсайдеры ничего по существу не меняют в своей эко­номике и культуре. Вместо пользы ориентация на передовые страны неред­ко приносит вред.

Изучая историю, Дюркгейм обнаружил закономерность, которой подчи­няются все общества. Слаборазвитые страны, расположенные по соседству с промышленными лидерами, легко усваивают поверхностные признаки прогресса. Усвоение, которое ограничивается заимствованием поверхност­ных признаков, Дюркгейм назвал подражанием. Оно оказывает на усваива­ющую сторону неодинаковые действия. В одном случае заимствование пе­редовой технологии заставляет перекраивать все социальное устройство об­щества, благодаря чему совершает стремительный рывок вперед. Так произошло с Японией в 1960-е гг., когда она соединила традиционную куль­туру и коллективистские ценности с западными капиталами и передовой тех­нологией. Через 30 лет она обогнала бывших лидеров, в свою очередь став для них источником заимствований.

В другом случае соседство с лидерами оборачивается мнимым прогрес­сом. Стремясь догнать их, страна существенно не прибавляет в развитии.

Так происходило в России в XVIII— XX вв. На отсталый социальный строй с характерными для него диффузной коллективностью (признак господ­ства механической солидарности) и неразвитым личностным началом на­кладывались технические достижения Запада. Усвоение передовой техноло­гии происходило поверхностно, не затрагивая централизованную систе­му управления, сословно-классовую иерархию, институты собственности и наемного труда. По культуре, веро­исповеданию, приверженности традиционному образу жизни народ не был готов к стремительному индустриальному скачку. Реформы Петра I, начи­нания Витте и Столыпина, сталинская индустриализация и перестройка

1980-х гг. ничего не изменили по существу. Возможно, что без механичес­ких заимствований, но развивая заложенное от природы, учитывая нацио­нальное своеобразие, Россия добилась бы большего.

Копирование и заимствование передового опыта — универсальная чер­та, присущая всем культурам. Когда кочевники завоевали Вавилон, Египет и Шумер, они не только присвоили их богатство, но и скопировали техно­логию: колесо, ирригационные системы, письменность, плуг, гончарное ис­кусство. Европейцы переняли множество идей и технических приспособ­лений у азиатских народов: порох, ком­пас, телегу, коленчатый вал, бумажные деньги, хомут. Англичане заимствовали технологию из Китая, Греции и Древне­го Рима. Бродель сообщает, что первые английские фабрики, появившиеся в на­чале XVIII в., были скопированы с ткац­ких фабрик Италии в результате двухлет­него шпионажа. Немало они заимствова­ли и у голландцев, особенно в таких областях, как сельское хозяйство, строи­тельство каналов, судостроение, банков­ская система, международная специали­зация.

Несколько позже успешной имитацией занялись немцы. Они импортировали у англичан передовое оборудование и инст­рументы, методы работы и организацию производства. Англия, став «мастерской мира», превратилась в источник заимство­ваний для США, у которых многое, в том числе методы управления персоналом, пе­реняли японцы. Реактивный двигатель изобретен в Англии, но его коммерческое освоение произошло в США. У стран Ев­ропы американцы скопировали автомо­биль, бессемеровский метод разливки стали, ткацкую машину, радар, атом­ные электростанции и даже пенициллин. США не были лидером техничес­кого прогресса вплоть до послевоенного времени. В конце XIX в. страна экспортировала в Европу нефть, каменный уголь, металл — то, что добыва­ется малоквалифицированным трудом, а ввозила продукты квалифицирован­ного труда: шелк, фарфор, стекло. Бездумное расхищение природных ресур­сов дополнялось систематическим расточительством материалов, манией тоннажа, перегрузкой заводов ненужными машинами и неквалифицирован­ными кадрами.

Активное усвоение европейских технологий, импортирование капиталов и квалифицированных кадров сделали свое дело — Америка вышла в миро­вые лидеры и на протяжении 100 лет держала первенство по производитель­ности труда. Экономическая система, социальное устройство и культурный потенциал американцев, в прошлом выходцев из Европы, служили благодат­ной почвой для успешного применения европейских методов.

Для японцев средние века прошли под знаком обучения. Они заимство­вали у китайцев музыку, философию, кулинарное искусство, одежду, по­эзию, иероглифы и административное управление, органично приспосо­бив их к национальному характеру и местным условиям. Очень скоро Япо­ния могла конкурировать с Китаем в области культуры. Затем последовала 250-летняя изоляция. Начиная с 1868 г. японцы вновь активно заимству­ют чужие идеи и технологии, на этот раз в Европе. Они копируют фран­цузское устройство армии, английс­кую систему правления флотом, не­мецкие законы и систему здравоохра­нения. Очень быстро страна достигла успеха и к началу Второй мировой войны претендовала на политичес­кую гегемонию в Азии. Но война на 20 лет выбила Японию из колеи, и только в 1960-е гг. она вновь актив­но включилась в международный об­мен опытом.

Япония в настоящее время — вто­рая по экономическому развитию дер­жава мира. В течение последних 20 лет в среднем ежегодно рост производи­тельности труда в Японии составлял 6%. Семь из десяти крупнейших бан­ков в мире — японские. На эту страну приходится 50% мирового производ­ства морских судов, 2Д телевизоров и более '/, полупроводников, Япония вы­ходит на передовые позиции в химической промышленности. Она является лидером в области качества продукции. Затраты на оборону в Японии в со­ответствии с ее конституцией составляют всего 1% ВНП. Среди передовых в техническом отношении стран Япония лидирует в области инвестиций. Со­вокупные капитальные инвестиции в 1985—1990 гг. составили примерно 28% ВНП, а в США только 17%.

На очереди были США. Американцы изобрели транзистор, но продали японцам лицензию за 25 тыс. долл. Фирма, приобретшая лицензию, сегодня известна как мировой лидер. Это компания «Сони». В 1950-е гг. американ­цы продали японцам технологию изготовления цветных телевизоров и ви­деомагнитофонов, лицензию на производство роботов и некоторые другие технические изобретения.

Обобщая исторический опыт, нужно сказать, что распространение новых технологий и идей происходило несколькими путями:

♦ военное завоевание и насильственное присвоение;

♦ промышленный шпионаж;

♦ торговля и продажа лицензий;

♦ обучение иностранных специалистов и стажировка;

♦ обмен специалистами;

♦ публикация изобретений в журналах и монографиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: