Работа над звуками

Первый этап обучения (использование фонетической рит­мики при работе над звуками речи).

Приведем примерные движения для рук, которые могут быть использованы при произнесении звуков с одинаковым способом артикуляции. При этом характер движений остает­ся постоянным.

Гласные звуки. Движения, сопровождающие про­изнесение гласных звуков, должны быть плавными и доста­точно продолжительными.

А: и. п. – руки перед грудью. Произнося звук а – ·, ши­роко развести руки в стороны. По динамике слабо[15].

О: и. п. – руки внизу. Произнося звук о – ·, руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. По динамике слабо.

У: и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук у – ·, руки вытянуть вперед. По динамике напряженно.

Э: и. п. – руки вперед – в стороны. Произнося звук э – ·, руки поднять к плечам. По динамике слабо.

И: и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук и – ·, тянуть руки вверх, приподняться на носки. По динамике очень на­пряженно.

Согласные звуки. Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру ар­тикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, е), смычно-проходные (м,н,л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х), фрикативно-звонкие (в, а, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч). Специальная работа по фор­мированию у дошкольников мягких согласных не проводится, но некоторые из этих звуков нередко появляются в самостоя­тельной речи детей (иногда на месте твердых).

Взрывные глухие согласные. Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.

П: произнося слог па, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, одновременно произносить па-па-па-па [16].

Т: произнося слог та, резко раскрывать сжатый кулак, раскрывая сжатые кулаки, одновременно произносить та-та-та-та.

К: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одно­временно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

Взрывные звонкие согласные. Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: и. п. – руки согнуты в локтях. Произнося ба-ба-ба-ба, расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося слог ба, резко, но расслаблен­но опустить руки вниз.

Д: и. п. – руки перед грудью. Произнося да-да-да-да-да-да, встряхивать кисти перед грудью; произнося да, утверди­тельно кивнуть головой.

Г: произнося га-га, га-га, многократно соединять указа­тельный и большой пальцы рук; произнося га, соединить ука­зательный и большой пальцы рук.

Смычно-проходные согласные. Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные.

М: и. п. – руки согнуты в локтях на уровне груди. Произ­нося слог ма, на м руки вытягивать вперед, как бы преодоле­вая сопротивление воздуха, на а – руки свободно разводятся в стороны. Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.

Н: и. п. – руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог на, на н – руки вперед, на а – руки свободно разводят­ся в стороны.

Л: и. п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ля-ля-ля-ля, делать вращательные движения ки­стями рук.

Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные.

Ф: и. п. – руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук ф, развести руки в стороны.

X: и. п. – руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук х, руки вытянуть вперед.

С: и. п. – руки перед грудью. Произнося звук с, руки опустить вниз или развести в стороны.

Ш: и. п – руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения вниз.

Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень на­пряженные, дрожащие.

В: и. п. – руки в стороны. Произнося звук в – ·, слегка покачивать прямыми руками и туловищем.

3: и. п. – руки перед грудью. Произнося звук з – ·, про­водить вибрирующие движения кистей рук перед грудью.

Ж: и. п. – руки перед грудью. Произнося звук ж – ·, рез­ким волнообразным движением опустить руки вниз.

Вибрант. Произнося звук р, согнутые перед грудью руки вращать одна вокруг другой. По динамике напряженно.

Аффрикаты. Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения ребенком обеих составляющих эти звуки. Сначала нужно на­учить ребенка произносить оба согласных звука (тс, т) без интервала. Между движениями, сопровождающими произне­сение этих звуков, также не должно быть интервала. Затем, сокращая время произнесения звука с (ш), надо перейти на одно движение, например резко, с большой силой раскрыть кулаки. Можно, используя тактильные ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи.

Дифтонги. Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и вместе с другим гласным звуком (иа, ио, иэ, ну, аи, ои) слитно так, чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков сопровожда­ется движениями, так же плавно переходящими одно в дру­гое. При произнесении собственно дифтонга (йа, йу, йо и др.) движение рук вверх, сопровождавшее ранее произнесение звука и, заменяется движением указательных пальцев вверх.

Подражая педагогу, дети иногда вместо предложенного звука (слога) произносят другой (вместо та – па, вместо нама). В этом случае движение следует закрепить за тем звуком, который получается у большинства детей, остальных же детей постепенно перевести на это движение.

Когда звук вызван, его следует ввести в слово. Слова под­бираются таким образом, чтобы отработанный звук находил­ся в наиболее удобной для него позиции: открытого слога (для всех согласных, например: там, вот, пока. папа, суп), обратного (для смычно-проходных и фрикативных, например: дом, нос, сын), между гласными (для звонких, например: вода, шуба, привет). Затем согласные звуки произносятся в сочетании со всеми гласными (в слогах, слогосочетаниях и словах) в различных позициях: в начале, в середине и в кон­це слова, в стечениях согласных.

При произнесении согласных в сочетании с различными гласными движения, сопровождающие произнесение звуков, несколько видоизменяются в зависимости от гласного звука, входящего в слог.

Проводя работу по вызыванию звука, педагог сначала дает образец звучания: произносит звук (слог, слогосочетание). Затем дети произносят 2 – 3 раза вместе с педагогом, после чего проверяется произношение нескольких детей (ин­дивидуально), а в заключение повторяют все вместе. Произ­несение звуков педагогом и детьми сопровождается соответ­ствующими движениями.

Первый этап – период нерегламентированного усвоения звуков в составе слова. В это время следует провести работу с помощью фонетической ритмики по формированию всех звуков, кроме аффрикат. Какие-то звуки у детей появятся, какие то нет. Опыт показывает, что существует определенная закономерность в последовательности возникновения звуков в речи детей. Из гласных обычно первыми появляются а, о, у, э. Среди согласных – губно-губные (п, б, м), губно-зубные (ф, в), некоторые язычно-зубные (т, н, л), т. е. те звуки, кото­рые наиболее доступны для слухо-зрительного восприятия и воспроизведение которых не требует тонких двигательных дифференцировок. Эти звуки следует первыми включать в фонетическую ритмику.

Второй этап работы над звуками речи. К 4 – 4,5 годам де­ти овладевают рядом звуков, которые могут воспроизводить правильно, заменяют регламентированными и допустимыми заменами, но произносят звуки все еще дефектно.

В концентрическом методе с использованием сокращенной системы фонем выделены 17 так называемых основных зву­ков: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки являются заменителями тех, произношением которых ребенок еще не не овладел. В дошкольный период состав регламенти­рованных замен несколько расширен в сравнении со школой. К регламентированным заменам также отнесены: замена зву­ков р и л полумягким l; замена вибранта р фрикативным или одноударным р; замена звука х согласным к; замена звука в глухим согласным ф; межзубная артикуляция звуков т, н, с, замена звука ш межзубным лабиализованным с.

Не предусмотренные сокращенной системой фонем, но до­пустимые замены – это такие первоначальные артикуляции звуков, которые появляются в речи детей спонтанно и не со­держат грубых дефектов. Отличаясь от регламентированных замен, допустимые вое же укладываются в определенные нор­мативы: замена звуков т и к – п; замена нм; замена фри­кативного с взрывным т; замена ш щечным ш или лабиализа­цией без голоса. Остальные замены считаются дефектными. К ним относятся: замена глухих согласных звонкими, рото­вых – носовыми, носовых – ротовыми, сонантность, горловое р и т. д.

В самостоятельной речи детей в это время могут сосуще­ствовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменен звуком т, а в слове стол произно­сится с межзубной артикуляцией). Планируя работу над зву­ками речи, педагог должен учитывать, какие звуки и их де­фекты более всего влияют на внятность речи. В первую оче­редь формируются звуки, входящие в состав 17 основных, а также устраняются наиболее грубые их дефекты. Те звуки, которые ребенок еще не может произносить, заменяются рег­ламентированными заменами. В качестве методических прие­мов при работе над звуками наряду с фонетической ритмикой используются приемы постановки и коррекции звуков[17].

Фонетическая ритмика в этот период способствует форми­рованию звуков по подражанию, подготавливает артикуляци­онный аппарат к воспроизведению звука, который в дальней­шем легко вводится в слово.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: