Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей

Прогрессирующее старение населения, т. е. увеличение в нем доли лиц старших возрастов, является общепризнанным в мире. В 2001 г. население мира достигло 6,2 млрд. чел., возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. Пожилые люди стар­ше 60 лет — самая быстрорастущая группа населения. По долго­срочным прогнозам ООН к 2050 г. в мире примерно будет 2 млрд. чел., которые достигли возраста старше 60 лет.

В России пожилые граждане составляют 20,5% населения, а в 35 регионах доля лиц старших возрастов достигает 26,6%. Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 г. возрастная структура населения России соответствует типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков будет лишь незначительно превышать долю лиц старше 65 лет. Демографичес­кое старение населения в будущем окажет сильное влияние на ин­дивидуальную, общественную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономичес­кие, политические, культурные, психологические и духовные.

Взаимосвязь между социальной работой и старением стала объ­единяться понятиями "старение и социальная работа", "социальная работа с пожилыми людьми" и все чаще встречающейся дефини­цией "геронтосоциальная работа". Геронтосоциальная работа наря­ду с традиционным социальным обслуживанием лиц пожилого воз­раста, как часть современной работы с пожилыми людьми, стала утверждаться в мировом сообществе, начиная с 1970-х гг. Старение людей стало рассматриваться как поле деятельности представите­лей многих специальностей, которое предполагает кроме знаний, навыков и умений в своей области наличие знаний в области старе­ния и старости людей. Наряду с профессиональной работой с лица­ми пожилого возраста говорится также о прикладной или интер­венционной геронтологии.

С принятием термина "геронтосоциальная работа" в полном соответствии с резолюциями ООН определились принципы геронтосоциальной работы: независимость, участие, уход, реализация внут­реннего потенциала, достоинство пожилого человека, которые оп­ределяют профессиональную компетентность, высокую внутреннюю культуру специалистов в работе с пожилыми людьми.

Работа с пожилыми людьми основана на понимании того, что работа со стареющим и престарелым человеком отличается от ра­боты с лицами молодого возраста. Несмотря на то что в трудных жизненных ситуациях у пожилого человека много проблем общих с молодыми клиентами социальных агентств, но встреча с пожилыми требует от социального работника особых знаний, навыков, уме­ний. Кроме того, в настоящее время работе наблюдается повсемес­тная тенденция: лица, посвящающие себя уходу за старыми людь­ми и работе с ними, это молодые люди. С этих позиций особеннос­тью геронтосоциальной работы является встреча разных поколений. Возрастная разница в пятьдесят лет вносит в отношения с клиентом свою особую специфику. Нередко некоторые аспекты поведения старых людей вызывают неприятие и удивление молодых, кажут­ся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетель­ствуют об ухудшении умственных способностей человека. В старом человеке мы видим сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, красивым, сильным, самоуверен­ным человеком в расцвете лет, устремленным в будущее. Тогда как очень важно, видя перед собой старого и больного, а зачастую и дементного человека, воссоздать его облик и помнить, что он несет в себе прошлый опыт: детство и юность, молодость и зрелость. По­жилые клиенты имеют более богатый жизненный опыт, чем моло­дые клиенты социального работника и большинство самих соци­альных работников, что составляет особенную специфику работы с пожилыми клиентами. Временное измерение приобретает особый вес в работе с пожилыми клиентами. Долгий жизненный путь и близость смерти являются для них большей реальностью, чем для молодых клиентов. Работая с очень старыми людьми, социальные работники и другие профессионалы явственно ощущают конечность жизни. С этих позиций уход за старыми людьми — это вниматель­ное и заботливое восприятие старых людей такими, какие они есть, умение войти в мир их переживаний.

Овладение навыками успешного взаимодействия со старыми людьми требуют понимания психофизиологических особенностей старого человека и старости как процесса. Старение понимается в настоящее время в виде биологических и физических, психичес­ких и социальных процессов. Старость — это результат данных процессов. В первую очередь, старение — это биологический про­цесс, но в повседневной жизни он проявляется в социальной фор­ме, во взаимоотношениях между людьми. Процесс старения имеет разные последствия для жизни человека. Старение как явление — двулико, порождая как позитивные, так и негативные последствия. Большой жизненный опыт и мудрость, социальные навыки, про­должение традиции, а также новые свободы и возможности представляются часто как сильные стороны и потенциал пожилых лю­дей. Негативными последствиями старения, его утратами, являют­ся, ослабление физической дееспособности, ухудшение физичес­кого и психического здоровья, развитие немощности и утрата со­циального статуса и социальных связей. Однако необходимо по­мнить, что у многих людей вышеупомянутые функции сохраняют­ся и в преклонном возрасте, и на них можно воздействовать с помо­щью профилактических и реабилитационных мер. Зачастую для по­жилых людей старение означает, что в некоторых областях жиз­недеятельности наблюдаются потери, а в других — новые возмож­ности. Многие изменения, связанные со старением, являются ес­тественными переходными этапами в жизненном цикле, так, на­пример, родители становятся дедушками и бабушками, на работе люди переходят в категорию ветеранов, выходят на пенсию и всту­пают в "третий возраст" и, наконец, в преклонном возрасте стано­вятся более зависимыми от окружения. С точки зрения социальной работы с пожилыми людьми важно, чтобы социальный работник кроме понимания различных процессов старения хотя бы в общих чертах имел представление о процессах адаптации, с помощью которых человек в пожилом возрасте индивидуально приспосабли­вается к изменениям, связанным со старением, и справляется с ними. В адаптации речь идет о предпосылках, содействующих по­вышению качества жизни в старости. Работа с пожилыми клиента­ми строится на основе понимания старости как уникального этапа жизни со своими задачами развития и психосоциальными кризи­сами.

Важными задачами развития в старости является адаптация к возрастным изменениям и формирование своей психоисторической перспективы. Пожилые люди пытаются по-разному оценивать и анализировать свою жизнь. Здесь речь идет зачастую о восстанов­лении целостности собственной жизни и о понимании своего "я". Пожилые люди имеют свой взгляд на жизнь, в котором отражают­ся прошлое, настоящее и будущее. Общим для многих пожилых людей является желание оставить какой-то след после себя. Ха­рактерными проявлениями этого можно назвать мемуары и изуче­ние истории своего рода. Важным потенциалом пожилых людей являются воспоминания и предания. Каждый престарелый человек реализует эти собственные задачи развития без заранее опреде­ленной схемы, исходя из своих отправных моментов.

Специфика взаимодействия с пожилыми клиентами проявля­ется и в том, что социальная работа ведется зачастую в условиях возрастно ориентированной политики, затрагивающей благососто­яние пожилых людей. Дом старого человека — это одновременно и рабочая среда специалиста по работе с пожилыми людьми и специ­алиста по геронтосоциальной работе. Социальные работники работают с пожилыми людьми, зачастую очень немощными, в стацио­нарах поликлиник, домах-интернатах для престарелых, гериатри-ческих и психогериатрических отделениях, медико-реабилитаци­онных центрах и больницах, домах-интернатах для клиентов, стра­дающих деменцией, и домах со специальным обслуживанием для пожилых людей. Единство амбулаторного и стационарного ухода имеет большое значение в социальной работе, так как задачи адап­тации пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми.

Ведущими областями геронтосоциальной работы являются геронтосоциальное обслуживание и уход, социальная реабилитация, гериатрия и психогериатрия, профилактика деменции. Достижению благополучной старости содействуют все чаще многопрофильные группы специалистов: геронтологи, гериатры, персонал по уходу, работники социального обслуживания, специалисты по деменции, а также специалисты по функциональной терапии и физиотера­певты.

Клиенты пожилого возраста предъявляют особые требования всем основным элементам профессиональной социальной работы, этике, знаниям и навыкам. Основные ценности социальной работы, такие как уважение уникальности человека, права на самоопреде­ление и неприкосновенность, равно сохраняют силу в работе с по­жилыми людьми, как и с другими категориями клиентов. Этичес­кие проблемы возникают особенно в связи с тем, что эти ценности трудно реализуемы и они находятся под угрозой в отношении са­мых слабых и зависимых от других людей стариков. Близость смер­ти в работе с пожилыми людьми выдвигает зачастую собственные этические вопросы, например, при уходе за неизлечимо больными людьми. Под предлогом профессиональной деятельности потребнос­ти роста пожилого человека, его автономия, сопричастность и субъективный опыт часто не находят внимания. Все большее эти­ческое значение приобретает внимание к потребностям пожилых людей, страдающих деменцией. Часто социальные работники вы­нуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к пожилым. Эти­ческие оценки и моральные обязательства подвергаются испытани­ям при попытках совместить интересы стариков, их близких и об­щества. В условиях сокращающихся финансовых возможностей от социальных работников требуется особая чуткость в вопросах цен­ностей. В то же время возрастающая технологизация ухода и об­служивания выдвигает новые этические проблемы.

Информационная база общей модели социальной работы с по­жилыми клиентами недостаточна. Социальный работник должен знать физико-биологические, психические и социальные процессы старения, а также культурные, общественные и исторические взаи­мосвязи старения и старости. Понимание жизненного процесса че­ловека помогает социальному работнику использовать жизненный опыт клиента в работе с ним.

Примерный перечень распространенных слож­ных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека:

1. Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение не­мощных стариков.

2. Выявление различных заболеваний пожилого возраста: бо­лезнь Альцгеймера, деменции, инсульт, переломы, психические заболевания и др.

3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном раз­витии, ослабление зрения и слуха.

4. Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых..

5. Пожилые люди с психологическими травмами прошлого: ин­цест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пере­житые несчастные случаи.

6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, оди­ночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одино­ких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей стра­ны.

7. Понимание гендерной специфики старения и старости.

8. Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одино­чество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное со­стояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.

9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.

10. Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживаю­щими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в се­мье.

11. Пожилые люди, страдающие от семейных проблем, старе­ющая семья, семейные противоречия, насилие в семье, ревность.

12. Сексуальные проблемы пожилых людей, старение пред­ставителей сексуальных меньшинств, старение ВИЧ-инфицированных людей.

13. Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на родину.

14. Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.

15. Пожилые люди, автономность, сопричастность и самостоя­тельность которых находится под угрозой по разным причинам.

Этот перечень не исчерпывающий, его цель — привлечь вни­мание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации, как у молодых, что и они нуждаются в по­мощи профессионала.

Несмотря на то что социальный работник в работе с пожилы­ми людьми выступает главным образом в роли специалиста в своей области, он должен обладать достаточными гериатрическими по­знаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их меди­каментозного и другого лечения. Он должен знать об изменениях основных физических и психических функций (например, в связи с деменцией, ослаблением двигательных и мочеиспускательных фун­кций), затрудняющих самостоятельное проживание дома. Деятель­ность в многопрофильных геронтологических и гериатрических кол­лективах требует знаний по другим специальностям, связанным с пожилым возрастом. Постоянно возрастает значение гериатричес-кой реабилитации и профилактики. Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с пра­вами пожилых людей, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация — это восстановление в привычных обя­занностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооцен­ки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им свое­го творческого потенциала успешно преодолевается использовани­ем специальных технологий, среди которых наиболее распростра­ненными являются трудотерапия и арт-терапия. Трудотерапия — активный метод восстановления и компенсации нарушенных функ­ций при помощи различной работы, направленной на создание по­лезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми исполь­зуются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления.

1. Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и созда­ет психологические предпосылки для реадаптации.

2. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, так как ее цель — устранение беспомощности старого человека.

3. Восстановительная (функциональная). Цель — воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановле­ния нарушенной патологическим процессом функции через соот­ветственно подобраннее виды трудовой деятельности.

4. Развлекательная (терапия занятостью). Ее цель — умень­шение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вы­нужденным продолжительным пребыванием в ограниченном про­странстве.

5. Профессиональная. Направлена на восстановление производ­ственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

С помощью специальных социальных служб по трудоустройству пожилых и инвалидов их обеспечивают работой с уменьшением ее объема, темпа (вплоть до произвольного) и нормы выработки. Арт-терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование, и др.) не только повышает эмоциональный за­ряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребы­вания, интернатах и других социальных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: