Семья как клиент социальной работы

В человеческом обществе семья является естественной пер­вичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаменталь­ным институтом. Семья как древнейший институт и элемент куль­туры существует многие тысячелетия.

Согласно выработанному экспертами ООН определению, "се­мья — это группа, состоящая из двух или большего числа совмест­но проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспече­ния продовольствием или другими предметами первой необходимос­ти и определенным образом связанных кровным родством, усынов­лением детей или брачными узами (включая гражданские браки)".

В любом обществе семья как уникальный исторический фено­мен имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представ­лений, позиций во взаимоотношениях с обществом. В семье закла­дывался фундамент ценностных ориентации, выступающих крите­риями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источ­ником другим. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Семья — своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

С практической точки зрения, принимая во внимание цели и задачи семейной политики, социальной работы с семьей, огромное значение имеют типологии семей групп риска, типологии семей с точки зрения уровня социально-психологического здоровья семьи, уровня семейного дохода, уровня социальной адаптации, особых условий семейной жизни.

По уровню социально-психологического здоровья выделяют благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные семьи.

По уровню социальной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности выделяют: благополучные, семьи групп соци­ального риска, неблагополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия различают: благопри­ятные, благоприятно-неустойчивые, неблагоприятные, нейтраль­ные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

По материальной обеспеченности различают: семьи с высоким материальным достатком, со средним материальным достатком, с низким материальным достатком (малообеспеченные), нуждающи­еся (за чертой бедности). Малообеспеченные семьи социологи раз­деляют на "новых бедных" — это семьи, обедневшие в результате экономических реформ, но сохранившие внутренние социальные ресурсы и "традиционно бедные" — изначально депривированные, с крайне небольшим запасом социальных ресурсов.

По особым условиям семейной жизни выделяют семьи, где один или оба супруга являются несовершеннолетними, студенчес­кие, дистантные и внебрачные семьи.

В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей "групп соци­ального риска". К факторам или критериям социального риска можно отнести:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица ро­дителей);

· социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

· медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия про­живания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

· психолого-педагогические факторы (нарушение межличнос­тных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ори­ентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и до­верительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспита­ния и т. д.);

· криминальные факторы (семейная (домашняя) жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство родителей и т. д.).

Таким образом, понятием "семья группы риска" определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволя­ющее ее определить как благополучную семью. Отклонения не все­гда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсиру­ются другими характеристиками. К семьям "социального риска" относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (много­детные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддерж­ке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т. е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функ­ций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях стала занимать невысокое положе­ние в структуре потребностей личности. В сфере добрачного пове­дения и выбора брачного партнера ценностные ориентации юношей и девушек утратили матримониальное направление, согласие ро­дителей на брак перестало быть общепринятой нормой. Резко из­менились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастани­ем материнского участия в обеспечении семьи и ее обслуживании. Прямым выражением этого противоречия стала социальная про­блема супружеского неравенства при новых семейных ролях. Про­цесс демократизации общественной жизни непосредственно повли­ял на развитие семейных отношений в сфере супружества. В со­временных условиях моногамия все больше утрачивает свой по­жизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брач­ного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливает­ся единство системы "супружество — партнерство — родительство — родство". Среди общих характеристик, свойственных семь­ям в изменяющемся обществе, можно выделить следующие:

· увеличение числа малообеспеченных слоев населения;

· увеличение социальной и географической мобильности; миг­рация, в том числе и за пределы государства;

· ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситу­ации (началась естественная убыль населения);

· фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;

· рост количества неполных семей;

· повышение коэффициента иждивенчества;

· насилие в семье, социальное сиротство.

В структуре экономических проблем острейшая — резкое па­дение реальных доходов большинства семей России.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Все больше семей не могут позволить себе пользоваться уч­реждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лаге­ря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, биб­лиотек.

Неразрешимая проблема для большинства семей — улучше­ние жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья.

Нестабильность семьи и рост количества разводов, конфликтность в отношениях между родителями и детьми, рост безнадзор­ности и криминогенности поведения подростков, нарушение преем­ственности поколений в семье, согласно "кризисной парадигме" — кризис семейного образа жизни и семейных ценностей.

Российская семья находится на пути перехода от авторитарно­го уклада к более демократическому. В его основе — почти всеобъ­емлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей.

В целом сегодняшние стереотипы мужа и жены непоследова­тельны и противоречивы, представляя собой конгломерат традици­онных и эгалитарных взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению. Тем не менее сдвиги в направлении эгалитаризации требований, предъявляемых к каждому из супругов, налицо.

В психологическом состоянии российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от наси­лия и преступного мира.

Таково состояние современного положения российских семей с точки зрения экономики, демографии и социологии.

Социальную работу с семьей можно рассматривать как помощь семье со стороны социума, государства в целом, посредством зако­нодательных и нормативных актов, обеспечивающим социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населе­ния, так и любыми государственными, общественными, религиоз­ными, коммерческими организациями либо частными лицами. Ос­новное содержание социальной работы с семьей можно предста­вить как совокупность многих функций.

В России государственная семейная политика отражена в "Ос­новных, направлениях государственной семейной политики" (1995 г.). Это — часть социальной политики и включает в себя все меры, имеющие цель оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение. Программы семейной политики — это всегда компромисс между устремления­ми разных социальных сил и между различными концепциями. По­иск компромисса — важнейшая часть стратегии разработки и про­ведения социальной политики

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представ­ляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организа­циям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределя­ют трансформацию содержания, методов и форм социальной защи­ты населения.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество методов социальной работы, которые прояв­ляются в каждом из видов профессиональной деятельности, зави­сят от многообразия общесемейных и личностных потребностей, интересов, ценностей. Среди технологий социальной работы с семь­ей выделяют:

· технологии сбора и обработки информации о семье, нужда­ющейся.в помощи (диагностика социально-психологического здоро­вья семьи, определение уровня конфликтности родителей и детей, диагностика семейных нарушений и т. д.);

· технологии оказания семье социальной помощи (посредничес­кой, экономической, социальной, психолого-педагогической и т. д.);

· технологии непосредственной работы специалиста с клиен­том по конкретным вопросам (развод, усыновление, опекунство, патронатное воспитание и т. д.);

· технологии прогнозирования, оценки качества социальных услуг и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: