Четыре аспекта представляют особый интерес для социальной работы в отношении инвалидов: их детность, одиночество, тяготение к большим по размеру и сложным (межпоколенческим) домохозяйствам и тяготение инвалидов друг к другу.
1. Детность инвалидов ниже, чем в населении: существенно большая часть брачных пар, в которых один или оба партнера — инвалиды, не имеют детей.
2. Изменение с возрастом процента одиночек имеет у инвалидов те же общие закономерности, что и во всем населении. Но в молодых возрастах доля одиночек среди них ниже, чем в населении. С возрастом доля инвалидов-одиночек растет. Возрастной интервал с максимальным превышением частоты одиноких среди инвалидов по сравнению со всем населением (в 2 раза и выше) у мужчин приходится на 34—47 лет, у женщин — на 32—41 год. В пожилых возрастах доля одиноких падает и снова становится ниже, чем в населении.
3. Общая закономерность, обнаруженная при анализе вклада домохозяйств с инвалидами во все домохозяйства, в том, что их доля увеличивается с ростом величины домохозяйства и усложнением его структуры. Это связано с более низкой социальной мобильностью самих инвалидов и их родственников и с большей тягой инвалидов к проживанию со своими родственниками.
4. Феномен "притяжения" инвалидов друг к другу проявляется в том, что число домохозяйств из двух человек с двумя инвалидами оказывается в 9 раз больше расчетного по гипотезе равномерности (вероятностная модель "гомогенной инвалидности"). Такое явление, как наличие четырех и более инвалидов в одном домохозяйстве (большего размера и с большим числом членов), которое по той же гипотезе крайне маловероятно, фактически наблюдается. Модель "родственной" инвалидности (основанная на условной вероятности) показывает, что инвалидность жены увеличивает вероятность инвалидности мужа почти в 8 раз, матери — ребенка почти в 6 раз. Наконец, иллюстративный расчет модели "явной гетерогенности" показал: при наличии 20% группы населения, в которой вероятность инвалидности в 3,5 раза превышает среднюю для популяции, вероятность появления двух инвалидов в домохозяйстве из двух человек для гетрогенного населения в 2,7 раза выше, чем для гомогенного населения. Поскольку все три модели упрощают реальность, на самом деле действуют различные факторы, которые в той или иной степени являются "смесью", "взвесью" или взаимодействием факторов всех трех моделей. Это означает, что часть случаев инвалидности нескольких членов одного домохозяйства являются действительно совершенно независимыми, часть — социально и генетически обусловленными, а часть — независимыми лишь в рамках своей социальной страты.
То, что доля домохозяйств с инвалидами особенно велика среди больших и сложных (многопоколенных) домохозяйств, по-видимому, означает, что не социальные институты, а именно домохозяйство является их реальной опорой. Для социальной политики это очень важно. Уровень домохозяйства полностью выпадает как объект ныне действующей социальной политики и до сих пор даже не рассматривался.
Домохозяйство — оплот инвалидов только на микроуровне. За его пределами — на более высоких социальных уровнях или в более широком социальном контексте — они живут в относительной — по сравнению с другими — социальной изоляции. Социум по-настоящему не принимает и не готов принять их — так можно интерпретировать факт притяжения инвалидов друг к другу.
Инвалиды в наиболее активном, трудоспособном и бракоспособном возрасте имеют самый низкий образовательный ценз, доход и наименьшую семейную активность по сравнению с остальным населением. Меры, направленные на реабилитацию инвалидов в этом возрасте, эффективнее, чем в старших возрастах. Поэтому помощь инвалидам может здесь оказаться наиболее результативной. Эта группа инвалидов должна быть в фокусе социальной политики. Низкий образовательный статус таких инвалидов требует специальных программ как по занятости инвалидов на малоквалифицированной работе, так и по повышению их образования и квалификации. Не менее специфична должна быть политика по отношению к группе в виду того, что в ней велика доля одиноко проживающих индивидов: домохозяйство для них не опора — им нужна институциональная поддержка.
Как бы ни были велики макроэкономические и финансово-бюджетные трудности, с которыми сталкивается переходная экономика, российское государство не может себе позволить игнорировать проблему инвалидности при таких ее масштабах и неблагоприятной направленности соответствующих процессов.
Считают (и не без оснований), что после принятия в 1995 г. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство в этой области стало наиболее продвинутой частью отечественного социального права. Но политика в отношении инвалидов со всеми ее успехами и серьезными социальными просчетами имеет в России длительную историю.
В политике, адресованной инвалидам, сфокусировались все противоречия, свойственные современной социально-экономической ситуации и государственной политике. Очевидно, что реформирование системы социальной поддержки инвалидов необходимо и возможно. Однако вместе с тем ясно, что это мало что даст, пока не будет заполнен концептуальный вакуум, сформирована целостная идеология социального государства и политики в отношении социально уязвимых групп населения. Главный принцип такой идеологии — адекватность социальных гарантий финансовым возможностям и ресурсам государства. Законодательство об инвалидах должно базироваться в первую очередь на социально-политических реалиях, а не на сентиментальном желании делать добро".
В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентация, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве.
Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа в области реабилитации. (Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов предоставляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.)