Система воспитания призвана обеспечить:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
|
|
- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
- эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства, увеличения количества творческих организаций и объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечения семьи к воспитанию детей и молодежи;
- организацию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие созданию детских и молодежных организаций;
|
|
- укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.
Содержание воспитания, предложенное О. С. Газманом и А. В. Ивановым, направлено на формирование базовой культуры личности. Культура личности понимается ими как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры.
- культура жизненного самоопределения;
- культура семейных отношений;
- экономическая культура и культура труда;
- политическая, демократическая и правовая культура;
- интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;
- экологическая культура;
- художественная культура;
- физическая культура.
Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.
Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения: 1) человек; 2) общество; 3) природа; 4) интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).
Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.
Самоопределение в сфере «Человек и природа» строится через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности. Оно включает овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
Продукты человеческой деятельности (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, ответственности за последствия его взаимодействия с техникой, гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, выявление и формирование народных и национальных основ культуры личности х.
Формирование культуры жизненного самоопределения тесно связано с формированием способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Постановка перед собой цели — необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. На каждом этапе
развития возникает активная сфера самореализации. Задачи педагогов — предоставить возможность школьнику для самоутверждение своей личности, уважение своего человеческого достоинства; помочь овладеть такими способами самоутверждения, которые не ущемляли бы интересы других, т. е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.
|
|
Стратегическое направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного самоутверждения.
Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.
Даже самые благородные цели человек не может реализовать, если не обладает навыками элементарной психической саморегуляции, способами достижения цели.