«История культурологических теорий» — так названа эта книга. Ее замысел состоял в том, чтобы представить творческие произведения всемирно известных зарубежных и отечественных культурологов и драматизм их жизненного пути. Нередко эти «два лика» одного человека оказываются «разорванными» или находятся на разных полюсах, не сопоставляются друг с другом, словно две стороны луны — освещенная и погруженная в тень.
Краткие предисловия в виде биографических справок, столь привычных в научной и энциклопедической литературе, не позволяют ощутить всей глубины драматизма противостояния творчества и жизненного пути личности. Они воспринимаются читателем как малосущественное дополнение к главному и потому чаще всего ускользают из сознания, оставляя в нем в лучшем случае незаметный след из перечня дат и событий.
Личность мыслителя, его судьба и драма жизни, мотивы творчества, внутренние диалоги с самим собой, взлеты признания и боль отчуждения, восторг потомков и холодность современников, завалы препятствий на пути творческих идей, одиночество и разочарование, материальные лишения и сила духа — все, что делает жизнь человека неповторимой, представляет несомненный интерес и для читателей. Представить в единстве творчество и образ личности в ее уникальном своеобразии — такова сверхзадача этой книги.
|
|
Решать ее было очень непросто. Для этого нужно не только хорошо знать творчество ученого, но и ознакомиться с такими материалами, как мемуары, дневники, письма, которые могут стать историческим источником для воссоздания жизненных драм и противоречий.
Культурология все более тесно переплетается с культурной антропологией, проявляя интерес к человеку в истории, его отношению к ценностям, нормам, запретам, настроениям, мнениям, характерным для той эпохи, в которой он жил. Здесь на помощь исследователю приходят историческая психология, этнография, позволяющие более полно представить взаимоотношения личности и Времени.
Но при этом трудно избежать схематизма, столь опасного для познания творческой биографии. Еще совсем недавно таким «подвод-
ным рифом» и всеобщей «отмычкой» был классовый подход к оценке мыслителей прошлого. Считалось, что из-за своих узкоклассовых интересов ученый всегда «ошибался, недопонимал, не сумел постичь», и только одному направлению в общественно-гуманитарной науке доверялось право отражать реальность в полном объеме. Такая претензия на истину в конечной инстанции вела исследователя в неизбежный тупик, ограничивала возможности и диапазон познания.
Догматический подход в объяснении историко-культурного процесса постепенно преодолевается, и надо надеяться, что молодые ученые смогут быть более свободными в научной деятельности.
|
|
Для этого в наше время появились новые возможности. Если прежде доступ ко многим историко-культурологическим работам был закрыт цензурой, отсутствием переводов, а приобщение к мировому процессу развития гуманитарного знания осуществлялось из «вторых рук» — в пересказе и критическом реферировании не всегда добросовестных исследователей, к тому же ограниченных жесткими рамками идеологического контроля, то теперь настали иные времена.
Многое из наследия мировой культуры пришло в Россию с большим опозданием, и это, несомненно, осложняет и задерживает развитие гуманитарного знания. Но следует признать, что в период 1990-х гг. в России опубликовано немало великих произведений мировой общественной мысли, и надо успеть все освоить.
Однако схематизм классового подхода в изучении истории культурологии — лишь одна грань, хотя и достигшая непомерной абсолютизации. Творчество и самые значительные события эпохи не всегда тесно связаны между собой.
Личность не пассивна по отношению к массовой психологии своего времени. Она может быть вовлечена в события, но может оказаться на обочине, ее реакции могут совпадать с преобладающими настроениями, но могут быть и противоположными. Высказываемые идеи нередко не воспринимаются современниками, кажутся им чуждыми, а иногда и просто смешными, фантастичными. Это нередко приводило к тому, что предложенные теории отвергались. Непризнание всегда наносило урон творчеству, глубоко ранило душу, вызывало эмоциональные потрясения. В ответ на подобное отношение современников один идет на компромисс, подстраиваясь под «общий хор», наступая «на горло собственной песне», а другой отвергает эту возможность, оставаясь наедине со своими идеями, и лишь спустя долгое время к нему приходят слава и известность.
Жизнь человека нередко сравнивают с дорогой, на которой есть рытвины и ухабы, ямы и завалы, пригорки и низины. Человек в течение одной жизни проживает несколько биографий разного творческого достоинства и душевной напряженности. Проникнуть в духовный смысл каждого этапа крайне сложно.
И здесь исследователя подстерегает тип схематизма, когда предпочтение отдается какой-либо одной линии жизни, а все другие отсекаются как ненужные или «портящие картину». Но при этом вместо реального многообразия жизни возникает черно-белый вариант, возможно, достаточно четкий портрет, но далекий от оригинала.
Все эти рассуждения о схематизме важны для того, чтобы еще раз подчеркнуть сложность органичного соединения творчества и жизни мыслителя. Но без этого история культурологии теряет импульс, столь необходимый для понимания культуры, становится очередным набором концепций, перечнем идей, не согревающих душу. Надо восстановить непрерывное течение жизни личности во всем ее многообразии, когда мыслитель предстает и как человек своей эпохи, и как обгоняющий Время Пророк, проникающий силой интеллекта в сущность культурных процессов.
История культурологии необычайна увлекательна и интересна. В ней ждет исследователя много «белых пятен» и открытий. Немало предстоит сделать молодым ученым, ибо предстоит построить и общий каркас здания новой отрасли гуманитарного знания, и произвести его тщательную отделку, определив проблемное поле исследования культуры, выяснив связь с историей общественной мысли, и установить коммуникации со всем миром.
Культурология как наука, исследующая мировую и российскую культуру во всем богатстве и многообразии, привлекает многих ученых.
|
|
XXI в. будет отличаться от предшествующего периода чрезвычайным динамизмом, потребует от человечества особенного внимания к развитию духовности, толерантности, понимания культурной самобытности и уникальности каждого народа, неповторимости творческой личности.
Надеюсь, что мои размышления о теоретических проблемах культурологии и описание жизни и творчества выдающихся мыслителей, будут содействовать развитию новой отрасли гуманитарной науки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа курса
«История культурологических теорий»
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Кафедра теории и истории культуры.
Для специальности 020600 «Культурология».
Автор: С. Н. Иконникова, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории культуры, заслуженный деятель науки РФ.
Рецензенты: В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор; В. В. Селиванов, доктор философских наук, профессор.
Пояснительная записка
Курс лекций и семинарских занятий по «Истории культурологических теорий» является методологической основой культурологического образования.
Цель курса:
• изучение основных теоретических направлений в истории общественной мысли, посвященных исследованию культуры как целостного явления;
• анализ соотношения культуры и цивилизации в процессе исторической эволюции; выявление закономерностей и тенденций развития культуры как системы;
• раскрытие творческих потенциалов личности, исследование биографии и особенностей жизненного и творческого пути известных ученых, деятелей культуры;
• исследование развития культурологии в отечественной и зарубежной общественной мысли, сравнительно-исторический анализ культурологических концепций в разных странах и исторических эпохах.
Содержание курса предполагает изучение основных научных трудов российских и зарубежных культурологов, культурологических
идей в контексте эпохи и творческой биографии, способность самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, уметь применять их в изучении истории культуры и современных процессов социального и культурного развития.
|
|
Задачи курса:
• овладение навыками методологического и теоретического анализа основных направлений развития' культурологии;
• содействие становлению профессионального мышления;
• знание основных произведений и биографий российских и зарубежных культурологов;
• использование специальных терминов и понятий;
• умение применять сравнительно-исторический метод для анализа культурологических концепций в разных странах и эпохах;
• применение исторического, системного, структурно-функционального, семиотического, биографического, герменевтического, психоаналитического методов к исследованию культуры.
История культурологии создает основу для приобщения студентов к творческой лаборатории ученого, знакомит с особенностями научного труда и сложностью анализа явлений культуры.
История культурологии формирует диапазон профессиональных интересов, позволяющий продолжить самостоятельное исследование в обширном поле проблем развития культуры.
Специфика данного курса состоит в его историографической и источниковедческой ориентации, требующей от студентов освоения принципов исторического анализа, философско-культурологической подготовки.
Студентам предлагаются различные формы самостоятельной работы:
• выступление на семинарах;
• написание рефератов;
• тестовый контроль;
• письменные контрольные работы;
• участие в дискуссиях по наиболее интересным и актуальным концепциям, связанным с анализом современных проблем культуры.
Итоговый контроль: зачет и экзамен.
Курс «Истории культурологии» разработан в соответствии с требованиями государственного стандарта по специальности 020600.
Программа курса «История культурологических теории» 449
Объем курса составляет 180 часов, из них 90 — аудиторных, 90 — самостоятельное изучение. 90 часов включаются в график рабочего учебного плана и предполагают 60 часов лекций и 30 семинарских занятий.
Курс читается в течение двух семестров.
Данная программа была многократно апробирована в чтении курса в СПб университете культуры и искусств, на ее основе опубликованы учебные пособия:
• Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб.: Академия культуры, 1996; гриф Министерства культуры РФ;
• Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии. СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 1998; гриф учебного пособия Министерства общего и профессионального образования РФ;
• Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб.: Университет культуры и искусств, 2001.
Впервые программа курса по «Истории культурологии» была разработана автором и опубликована в 1995 г. в СанктПетербургской Академии культуры.
Основные концепции по истории культурологии излагаются в учебниках как теоретическое введение. Но для специалистов-культурологов знание истории науки должно быть более основательным.
Представленный вариант программы существенно переработан, дополнен новыми именами и направлениями, значительно увеличена библиография, разработаны новые методические материалы.
В соответствии с профессиональными интересами и региональной спецификой культурологического образования, а также в связи с новыми публикациями и исследованиями истории культурологических теорий программа может быть дополнена новыми разделами и литературой.
Тематический план | ||||||||||
Тема | Лекции | Семинары | Всего | |||||||
1.Методология иметоды исследования истории культурологии | ||||||||||
2. Концепции культуры ицивилизации в эпоху Просвещения | — | |||||||||
3. Эволюционизм как направление культурно-исторической школы | ||||||||||
4. Диффузионизм и мировые культурные контакты | ||||||||||
5. Историческая типология культур и локальных цивилизаций | ||||||||||
6. Марксистская концепция культуры как общественного явления | — | |||||||||
7. Структурно-функциональный анализ | - | |||||||||
8. Концепции социальной икультурной динамики | ||||||||||
9. Концепции национально-этнического своеобразия культур | ||||||||||
10. Идеи и концепции истории культуры России | ||||||||||
11. Семиотические концепции культуры | ||||||||||
12. Психоаналитические концепции культуры | ||||||||||
13. Игровая концепция культуры | - | |||||||||
14. Концепции элитарной и массовой культуры | ||||||||||
15. Гуманистические концепции культуры | ||||||||||
16. Культурно-историческая школа «Анналов» | ||||||||||
Тема | Лекции | Семинары | Всего | |||||||
17. Теологические концепции культуры | - | |||||||||
18. Эзотерические концепции | ||||||||||
19. Культурно-антропологические концепции | ||||||||||
20. Футурологические концепции культуры | ||||||||||
21. Постмодернизм в философии культуры | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Программа курса
Тема 1. Методология и методы исследования истории культурологических теорий
Методология как система принципов классификации теоретических концепций, направлений, школ в изучении культуры как целостного явления. Определения культуры и цивилизации: различные подходы. Связь методологии с культурно-историческим контекстом. Междисциплинарные аспекты истории культурологии. Историография и источниковедение. Особенности смыслового и ценностного функционирования культуры и способов их интерпретации.
Понятие метода исследования как совокупности аналитических приемов и процедур, используемых в анализе культуры. Историче-i ский, аналитический, системный, синергетический, семиотический, герменевтический, антропологический, этнографический, социологический, диалектический, сравнительно-исторический, биографический и другие общенаучные и специальные методы описания культуры. Г. Риккерт (1863-1936): «Науки о природе и науки о культуре». В. Дильтей (1833-1911): «Введение в науки о духе». Особенности ценностного и индивидуализирующего методов познания. Э. Касси-рер (1874-1945): «Логика наук о культуре», «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры». Смыслы и символы в культуре. Л. Уайт (1900-1975): «Наука о культуре»: предмет и сфера исследования.
Историография и основные работы современных исследований по истории культурологических концепций.
Тема 2. Концепции культуры и цивилизации в эпоху Просвещения
Идеология и идеалы эпохи Просвещения. Распространение идей Просвещения во Франции, Англии, Италии, Германии, России, Северной Америке. Противоречия культуры и цивилизации в произведениях Ж. Ж. Руссо (1712-1778) «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре». Дж. Вико (1688-1744) о циклическом развитии культуры, философском и поэтическом постижении мира в книге «Основание новой науки об общей природе наций».
Понимание культуры как гуманистической формы организации духовной жизни. И. Г. Гердер (1744-1803) о культуре как духовно-
сти и гуманности в книге «Идеи к философии истории человечества». Идеалы свободы и милосердия как ценности культуры. Значение просвещения и образования в нравственном совершенстве человека.
Критика невежества, деспотизма, суеверий Вольтером (Ф. М. Аруэ) (1694-1778), М.-Ж. Кондорсе (1743-1794), Н. И. Новиковым (1744-1818), А. Н. Радищевым (1749-1802) и другими великими просветителями.
Тема 3. Эволюционизм как направление культурно-исторической школы
Единство культурно-исторического процесса развития человечества, стадии и многообразие форм культуры. Обоснование идей эволюционизма в работах. Г. Спенсера (1820-1903), Л. Моргана (1818-1881), Д. Мак-Леннана (1827-1881), Д. Лебока (1834-1913), Т. Вай-ца (1821-1864), Ш. Летурно (1831-1902), Ю. Липперта (1839-1909), М. Н. Миклухо-Маклая (1846-1888).
Основные идеи эволюционизма в трудах Э. Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура»; Д. Фрэзера (1854-1941) «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом Завете»; М. М. Ковалевского (1851-1916) «Понятие о генетическом методе в социологии».
Эмпирическая база эволюционизма. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике.
Развитие неоэволюционизма в США в 60-х гг. XX в. Культурная экология Р. Карнейро (1927). М. Харрис (1927) об универсальных уровнях человеческой организации и культуры.
Тема 4. Аиффузионизм и мировые культурные контакты
Диффузионизм как школа исследования культурно-исторических процессов. Труды Ф. Ратцеля (1844-1904), Л. Фробениуса (1873-1938), Ф. Гребнера (1877-1934), В. Шмидта (1868-1954), Л. И. Мечникова (1838-1888), Т. Хейердала (1914-2002). Распространение культуры в различных регионах. Понятие культурного пространства. Картографирование культурных ареалов и изучение первичных очагов культуры.
Роль культурных контактов и механизмы функционирования культуры. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. «Антропогеография» Ф. Ратцеля. Теория культурных кругов
Л. Фробениуса и Ф. Гребнера. Идеи культурной автономии. Взаимодействие культур в работах Тура Хейердала «Древний человек и океан», «Путешествие на Кон-Тики». Л. И. Мечников и его работа «Цивилизации и великие исторические реки». Р. Парк (1864-1944) и Э. Стоунквист о маргинальности как свойстве личности «на рубеже культур». А. Кребер (1876-1960) о диффузии идей и стилей в труде «Конфигурации культурного роста». Г. Эллиот-Смит (1871-1937) о способах распространения архаичных форм культуры в работе «Миграции ранней культуры».
Идеи диффузионизма в современной культуре и геополитике.
Взаимодействие центра и региона, столицы и провинции. Возрастание культурных контактов и взаимодействия цивилизаций.
Тема 5. Историческая типология культур и локальных.цивилизаций
Многообразие культур как основа их уникальности. Принципы выделения культурно-исторических типов. Зарождение, рост, кульминация, кризис, закат как фазы изменения культурно-исторических типов.
Понятие цивилизаций. Судьба локальных цивилизаций. Н. Я. Данилевский (1822-1885) и его идеи о законах развития культурно-исторических типов, будущем славянской культуры в книге «Россия и Европа».
Стиль и образ культур в работе О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы». Морфология культур. Истоки и причины кризиса культуры. Цивилизация как завершающая стадия развития культуры. Аполлоническая, фаустовская, магическая культуры. Физиогномика и гюртретирование культур. Проблемы культуры во 2-м томе «Заката Европы». Город как центр цивилизации. Типология городской культуры. Эволюция значения денег и финансовой культуры.
Динамика развития культуры и цивилизации в работе А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Многообразие и уникальность цивилизаций в истории мировой культуры. Генезис, рост, надлом и распад цивилизаций. Контакты между цивилизациями во времени и пространстве. Интенсивность динамики культуры и роль творческого меньшинства в Ответе на Вызов истории. Перерождение элиты в правящее меньшинство и утрата импульсов динамики.
Архаизм, футуризм, преображение как поиск преодоления кризиса. Универсальное государство, Вселенская церковь как модели согласия.
Тема 6. Марксистская концепция культуры как общественного явления
Культурно-исторический процесс развития человечества в трудах К. Маркса (1818-1883) «Немецкая идеология» и Ф. Энгельса (1820— 1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Общественно-экономические формации как основа исторического развития культуры. Зависимость материальной и духовной культуры от способа производства. Классовый характер духовной культуры. Причины отчуждения в культуре. Идеал всестороннего и гармоничного развития личности.
Г. В. Плеханов (1856-1918) и его работы о литературе и искусстве. Проблемы культурного строительства в трудах В. И. Ленина (1870— 1924). Культурная политика социализма. Концепция «двух культур» в каждой национальной культуре. Отношение к Пролеткульту.
Развитие социалистической культуры в работах А. Богданова (1873-1928) «О пролетарской культуре», «Всеобщая организационная наука» (тектология).
А. В. Луначарский (1875-1933): «О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры». Бухарин Н. И. (1888-1938) «Ленинизм и проблемы культурной революции». Н. К. Крупская (1869-1939) о проблемах народного образования и воспитания. Л. Д. Троцкий (1879-1940) «Пролетарская культура и пролетарское искусство».
Тема 7. Структурно-функииональный анализ
Понятие структуры и функции в культуре. Нормативная регуляция взаимодействия личности и общества. Культурная память, сохранение и передача наследия. Сплочение и идентификация социальной общности. Самореализация личности. Коммуникация и обмен информацией. Релаксация и адаптация к условиям жизни. Функции и дисфункции в культуре. Э. Дюркгейм (1858-1917) в работе «Метод социологии» о роли культуры в поддержании общественного согласия и солидарности. Формы аномии и отклоняющегося поведения в труде «Самоубийство». Проблема функций в культурной антропологии. Б. Малиновский (1884-1942) в работе «Магия, наука и религия» о функциональном значении явлений культуры в ответ на базовые потребности человека. Функциональная роль норм, мифов, правил этикета, искусства, моды и других форм культуры. А. Радклифф-Браун (1881-1955) о структуре и функции культуры.
Функционализм в работах Т. Парсонса (1902-1979) и Р. Мертона (1910).
Понятия социальной роли, статуса, адаптации, конфликта, снятия напряжений средствами культуры. Конформизм, инновация, ри-туализм, ретритизм, мятеж. Явные и латентные функции культуры.
Тема 8. Концепции социальной и культурной динамики
Время как категория культуры. Модели и образы времени.
Понятие культурных процессов и их длительность. Работа П. А. Сорокина (1889-1968) «Социальная и культурная динамика». Соотношение устойчивости и изменчивости, традиций и новаций. Периодичность, стадиальность, направленность перемен. Идеациональная, сенситивная и идеалистическая (смешанная) культуры мировой истории. Волновая, циклическая, маятниковая, пульсирующая дина- мика. Расцвет и упадок культуры в работе П. А. Сорокина «Главные тенденции нашего времени».
Интеграция и дифференциация. Творческий прорыв и трансформация культуры. С. Хантингтон: «Столкновение цивилизаций» в перспективе социального развития человечества. Взаимодействие и понимание культур народов и стран. Культура как самоорганизующаяся система. Хаос и порядок как понятия синергетики. Приго-жин И., Стенгерс И.: «Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой». Проблемы возрождения культуры и динамика перемен в России XXI в.
Тема 9. Концепции национально-этнического своеобразия культур
Понятие этноса. Этнические особенности культуры. Язык, религия, природный ландшафт. Традиционный хозяйственный уклад и образ жизни. Одежда и внешний облик. Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, старшим и младшим поколением. Стереотипы поведения и манеры общения. Фольклор, мифы, легенды, народные промыслы. Религиозные и светские ритуалы и обычаи, обряды и символы веры. Типы поселений.
Самосознание и самоназвание этноса.
Проблема сохранения самобытности и уникальности народов мира.
Взаимодействие культур Востока и Запада, Севера и Юга. Работа Н. И. Конрада (1891-1970) «Запад и Восток». Идея пассионарное™ как источника развития этносов в книге Л. Н. Гумилева (1912-1992) «Этногенез и биосфера Земли». Особенности этнической психологии в работах Г. Г. Шпета (1879-1940).
Идеи Н. А. Бердяева (1874-1948) о национальном характере русского народа в работе «Судьба России». Г. П. Федотов (1886-1951) о судьбе русской культуры.
Д. С. Лихачев (1906-1999): «Заметки о русском», «Прошлое — будущему».
Тема 10. Илей и концепции истории культуры России
Пространство и национально-этнический состав России. Русская культура и особенности российской истории. Н. М. Карамзин (1766-1826): «Письма русского путешественника». Н. И. Костомаров (1817-1885): «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». В. О. Ключевский (1841-1911): «Статьи о русской культуре». Западничество и славянофильство и выбор пути развития. Роль православия как основы духовности русского народа. Толерантность и уважение к другим вероисповеданиям. К. Н. Леонтьев (1831-1891): «Восток, Россия и славянство».
В. С. Соловьев (1853-1900): «Русская идея» и последующая дискуссия XIX и ХХвв. Культурно-историческая школа и основные идеи о русской народности Ф. И. Буслаева (1818-1897). Мифологическое направление и исследование русского фольклора: А. Н. Афанасьев (1826-1871), А. А. Потебня (1835-1891), А. Н. Веселовский (1838-1906). В. Я. Пропп (1895-1970) и его работы «Морфология сказки», «Русский героический эпос», «Русские аграрные праздники» о генетических связях с реальностью. П. Н. Милюков (1859-1943): «Очерки по истории русской культуры». «Месторазвитие» русской культуры, особенности ментальное™ и духовных ценностей.
Культура русского зарубежья как продолжение традиций Серебряного века.
Идеи евразийства в трудах Н. С. Трубецкого (1890-1938), П. Н. Савицкого (1895-1968), П. П. Сувчинского (1892-1985), Г. В. Флоровского (1893-1979), Г. В. Вернадского (1887-1973) и других представителей этого движения. Всемирно известные достижения художественной культуры России. Современные дискуссии о возрождении культуры России и перспективах ее развития.
Тема 11. Семиотические концепции культуры
Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Язык культуры как текст. Ч. Пирс (1839-1914) и Ф. де Соссюр (1857-1913) - основатели семиотического анализа. Э. Кассирер (1874-1945) и его работа «Философия символических форм». Культура как «символиче-
екая Вселенная». Символ, знак, значение как категории культуры. Естественные и искусственные языки культуры.
К. Леви-Строс (1908) о символическом языке мифов, ритуалов, масок, тотемизма, запретов, терминов родства. А. Ф. Лосев (1893-1988) и его работы «Проблемы символа в реалистическом искусстве», «Знак. Символ. Миф».
Тартуско-московская школа семиотики: Ю. М. Лотман, Б. Ф. Егоров, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, П. Г. Богатырев, 3. Г. Минц. Сборники «Труды по знаковым системам».
Ю. М. Лотман (1922-1993) о культуре как семиосфере: «Беседы о русской культуре», «Внутри мыслящих миров», «Культура и взрыв». Семиотика дворянского быта. Символы городской культуры. Семио-сфера Петербурга.
Р. "Барт (1915-1980) о семиотическом анализе массовой культуры в работе «Система моды».
У. Эко (1932) о знаковой природе языка культуры в работах «Трактат по общей семиотике», «Путешествия в гиперреальности».
Тема 12. Психоаналитические концепции культуры
Взаимоотношения культуры и личности. Структурная модель сознания. Психопатология обыденной жизни. 3. Фрейд (1856-1939) о превращении инстинктивной энергии в культурные формы. Влияние бессознательного на мотивы поведения человека. Эрос и Танатос как всеобщие влечения. Художественная фантазия и религиозная вера. Труды 3. Фрейда «О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи».
К. Г. Юнг (1875-1961) о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере. Символы культуры. Работы К. Г. Юнга «Психологические типы» и «Проблемы души нашего времени».
А. Адлер (1870-1937) о происхождении и развитии комплекса неполноценности. Возможности его компенсации. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «О нервическом характере».
К. Хорни (1885-1952) об особенностях мужской и женской личности. Типы потребностей в общении и возможности самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины».
Гуманистический психоанализ Э. Фромма (1900-1980). Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу.
Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».
Э. Эриксон (1902-1994) о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эрик-сона «Идентичность: юность и кризис». Развитие психоаналитического направления в России.
Тема 13. Игровая концепция культуры
Сущность игры как явления культуры. Многозначность форм игры в разных сферах жизни: математические, деловые, театрализованные, спортивные, педагогические, детские. Игры труда и общения. Смысл и значение игры в культуре разных народов. Игра как способ развития творческих и духовных потенциалов личности.
Й. Хейзинга (1872-1945) и его работа Homo Ludens («Человек играющий»). Правила и признаки игры. Игра как свободная и добровольная деятельность, соблюдающая правила и доставляющая эмоциональное наслаждение. Игровые формы искусства. Игровые элементы в коммерции. Игра и риск. Игра как состязание. Утрата игровой культуры. Возможности возрождения игровой культуры в современных условиях.
Тема 14. Концепции элитарной и массовой культуры
Понятие и типология элиты. Особенности и различия политической, административной, сословной, коммерческой, военной, религиозной, творческой элиты. Субкультуры элит и их ценностно-смысловые ориентиры. Мода и знаковые символы. Вкусы, возможности, предпочтения. Образ жизни и виды деятельности. Отдых и развлечения. Стиль и круг общения. Общественные и личные привилегии, способы получения доходов. Корпоративная культура.
Творческая элита как источник новаторства в научной и художественной сферах. Создание новой культурной семантики, особого стиля и художественного языка. Отличие от общепризнанных стереотипов.
Судьба новаторства. Проблема признания творческих поисков.
В. Парето (1848-1923) о «круговороте» и типологии элит. Работа Ч. Миллса (1916-1962) «Властвующая элита». X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) о роли духовной элиты в работе «Бесхребетная Испания». Г. П. Федотов (1886-1951): «Трагедия интеллигенции».
Взаимодействие элитарной и массовой культур. Массовое общество. Массовое сознание. Массовые коммуникации. Массовая инфор-
мация. Массовая культура. Мода, слухи, паника, бунт — явления массового сознания и поведения. М. Маклюэн (1911-1980) и его работа «Галактика Гутенберга».
Л. Мамфорд (1895-1976) и работа «Миф машины». X. Ортега-и-Гассет о массовой культуре в работе «Восстание масс».
Современные тенденции развития массовой культуры. Реклама, шоу-бизнес, эротика и порнография, «желтая пресса», культ насилия, наркомания.
Тема 15. Гуманистические концепции культуры
Идеи гуманизма в истории культуры. Ценности гуманизма. Идеи В. И. Вернадского (1863-1945) о формировании «ноосферы» человеческого разума и добра в книгах «Биосфера и ноосфера», «Размышления натуралиста». Научная мысль как планетарное и космическое явление в трудах К. Э. Циолковского (1857-1935), А. Л. Чижевского (1897-1964).
Гуманистические идеи П. Тейяр де Шардена (1881-1955) в работе «Феномен человека». А. Швейцер (1875-1965) — лауреат Нобелевской премии мира за реальный вклад в развитие теории и практики гуманизма. Принцип «благоговения перед жизнью» в работе А. Швейцера «Культура и этика».
Гуманистическая концепция Н. К. Рериха (1874-1947) и Е. И. Рерих (1879-1955) в работах «Учение живой этики». Инициатива Н. К. Рериха о Пакте мира в защиту культурных ценностей. Гуманистические проблемы современности.
Тема 16. Культурно-историческая школа «Анналов»
Кризис методологии истории. Объединение историков «Новой исторической науки» во Франции. Возникновение в 1929 г. журнала «Анналы: Экономика. — Общества. — Цивилизации». Основатели журнала М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956). Изменения в истории и историческое время. Значение повседневности как человеческого измерения истории. Расширение круга источников для проникновения в смыслы и ценности повседневной жизни. «История снизу» как субъективное восприятие исторических событий и процессов. Работа М. Блока «Апология истории, или Ремесло историка». Понятие ментальности как центральной категории исторического исследования. Ценности, смыслы интеллектуальной и эмоциональной жизни человека.
Ф. Бродель (1902-1985) о длительных структурах исторического времени, определяющих темпы перемен. Три ритма: время большой
длительности («квазинеподвижное», когда перемены незаметны); время средней длительности (циклов, исчисляемых десятилетиями); краткое время событий. Проблемы исторического развития культуры в труде Ф. Броделя «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII веков»: «Структуры повседневности: возможное и невозможное» (1-й том); «Игры обмена» (2-й том); «Время мира» (3-й том). Реальности повседневности и ментальное™ в истории культуры.
Тема 17. Теологические концепции культуры
Формы дорелигиозной жизни: анимизм, тайноведение, язычество.
Религия в культуре народов мира. Многообразие конфессий. Сплочение и разделение как функции религиозного сознания. Мировые религии: буддизм, конфуцианство, христианство, ислам. Сакральные ценности. Религиозные социальные институты: храмы, монастыри, духовные семинарии и академии и их роль в культуре на разных этапах истории.
Библия и ее влияние на мировую культуру. Библейские сюжеты в литературе и искусстве. Коран и другие священные книги.
Роль православия в культуре России. Н. А. Бердяев (1874-1948): «Царство духа и царство кесаря». П. А. Флоренский (1882-1937): «Столп и утверждение истины». Г. В. Флоровский (1893-1979) «Пути русского богословия».
Тема 18. Эзотерические концепции
Древние истоки эзотерического знания как тайного, сокровенного. Связь с мистикой, пророчеством, интуицией. Космологический структурализм и принцип единства мира. Несовершенство воплощения идеи как источник зла. Ответственность человека за состояние гармонии.
Е. П. Блаватская (1831-1891) о космическом происхождении эзотерического знания, зашифрованного в древней символике мифов, мистерий, оккультных текстах. Теософские идеи в работе Е. П. Бла-ватской «Тайная доктрина». Р. Штейнер (1861-1925) и его антропософия как синтез западных и восточных оккультных учений. Мистика чисел, каббалистика, медитация в книге «Очерки тайноведения». Антропософский храм Гетеанум в Дорнахе (Швейцария) и его судьба. Г. И. Гурджиев (1872-1949) и его концепция «Четвертого пути» как генератора космической энергии в книге «Вестник грядущего добра».
Д. Л. Андреев (1906-1959) и его работа «Роза мира». Культура как способ преодоления сил Зла. Распространение в современной культуре мистики, астрологии, гаданий. Сектанство и опасность психологической зависимости.
Тема 19. Культурно-антропологические концепции
Взаимодействие антропологии, этнологии и культурологии в истории общественной мысли. Систематизация и классификация антропологии.
Философская, социальная, историческая, когнитивная, психологическая, культурная антропология. Общее и различное. Научные школы и направления.
Исследование универсалий человеческого бытия народов мира в культурной антропологии. Мир глазами антрополога в работах t К. Клакхона (1905-1960): «Зеркало для человека» и «Универсальные категории культуры».
М. Мид (1901-1978) о детстве как феномене культуры, о смене поколений в работе «Культура и мир детства». А. Кребер о культуре как особой реальности в работах «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».
Тема 20. Футурологические концепции
Возможности научного прогнозирования развития культуры. Тенденции, перспективы проектирования будущего. Утопия и антиутопия. Пророчества и предчувствия, предсказания. Е. Замятин: «Мы»; О. Хаксли: «О, дивный, новый мир»; Д. Орвелл: «1984»; Ф. Фукуя-ма: «Конец истории»; С. Хантингтон: «Столкновение цивилизаций». Э. Тоффлер о проблемах перехода к информационно-электронной цивилизации в работах «Третья волна» и «Футурошок». Проблемы культурной адаптации к переменам и инерция сознания.
Тема 21. Постмодернизм в философии культуры
Новые тенденции в культуре конца XX в. Вовлечение в орбиту постмодернизма философии, эстетики, культурологии. Многозначность термина и различие национальных школ постмодернизма.
Эклектическое смешение разных языков мировой художественной культуры. Преобладание асимметрии, ассонансов, новой фигуративное™ и отрицание гармонии. Интерес к безобразному, парадоксальному, ироничному.
Стирание граней между видами и жанрами искусства, конструирование предметов по принципу дизайна и аппликации.
Синтез в предметах искусства элементов разных культур. ТеоРе" тические конструкции «парижской школы»: Ж. Бодрийяр (1929) и его работа «Система вещей»; Ж. Делез (1926-1995) и новое понимание структуры культуры в работе «Ризома» (совм. с Гваттар11); Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) и его работа «Состояние (ситуация) постмодерн».
М. Фуко (1926-1984): «Археология знания», «История безумия в классическую эпоху». Новые понятия и термины постмодернизма: дискурс, деконструкция, ризома, шизоанализ, трансфер, коллаж. Влияние постмодернизма на современное искусство.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К разделу I
Основные разделы культурологии и перспективы развития.
Взаимодействие культурологии с другими науками.
Основные этапы развития культурологии как науки.
Понятие культурного пространства.
Архитектоника и динамика культурного пространства.
Образы культурного пространства в национальном самосознании.
Тенденции изменения культурного пространства России.
Культурные контакты и взаимовлияние культур.
Время как фактор исторического развития культуры.
Понятие «хронотоп» культуры.
Модели и образы времени в культуре.
Преемственность поколений как диалог культур.
Сохранение культурного наследия как исторической памяти.
Историческая персонология.
Личность в истории культуры.
Модели и типы биографических исследований.
Мемуары, письма как источники истории культуры.
Жизненный путь и творчество.