К особенности содержания образовательных программ художественно -эстетической направленности относится их внутренняя подвижность, связанная с личностной ориентацией, учетом творческих способностей детей, выбравших тот или иной вид искусства.
Основными целями программ являются:
♦ развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
♦ воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
♦ освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
♦ овладение практическими умениями и навыками художественно-
творческой деятельности;
♦ формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Традиционными направлениями программ дополнительного образования детей в области художественного творчества являются: музыкальное развитие, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, искусство танца, театральное искусство, литературное творчество и т.д.
|
|
Основными целями программ музыкального развития являются:
♦ развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
♦ освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
♦ воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основными целями программ по изобразительному искусству являются:
♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;
|
|
♦ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
♦ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
♦ овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
♦ формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основными целями программ по искусству танца являются:
♦ развитие творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
♦ овладение умениями и навыками хореографии, развитие пластической выразительности, физической активности;
♦ воспитание устойчивого интереса к танцевальному искусству своего народа и других народов мира и т.д.
Основными целями программ по театральному искусству являются:
♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
♦ становление и развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в работе над спектаклем;
♦ воспитание чувства ответственности и понимания собственной роли в творческом процессе и т.д.
Основными целями программ литературного творчества являются:
♦ воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных;
♦ воспитание эстетического вкуса, любовь к художественному слову, языку;
♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушании произведения, создании художественных образов, критической оценке литературного произведения.
В результате освоения образовательных программ художественно-эстетической направленности учащиеся имеют возможность решать следующие познавательные и практические задачи:
Музыкальное искусство:
♦ эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
♦ узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
♦ выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
♦ исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
♦ выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
♦ распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
♦ различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
♦ устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
|
|
♦ музицировать дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
♦ размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
♦ продолжать музыкальное самообразование;
♦ определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Изобразительное искусство:
♦ применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
♦ воспринимать и оценивать произведения искусства;
заниматься самостоятельной творческой деятельностью: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Танцевальное искусство:
♦ применять выразительные средства различных танцевальных стилей в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и стилей танцевального искусства и определять средства выразительности;
♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства;
♦ исполнять свою партию в ансамбле;
♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных хореографов;
♦ проявлять устойчивый интерес к танцевальному искусству разных стилей;
♦ обладать уверенностью в движении, пластике тела.
Театральное искусство:
♦ преодолевать психологические зажимы;
♦ органично существовать на сценической площадке, импровизировать;
|
|
♦ продуктивно сотрудничать в реальной жизни;
♦ участвовать в организации культурного досуга в социальной группе;
♦ создавать творческие работы;
♦ уметь конструктивно общаться в группе сверстников и взрослых;
♦ продолжать самообразование в области театрального искусства: знакомство с литературой о театре, посещения спектаклей и т.д.
Литературное творчество:
♦ владеть художественными приемами;
♦ применять выразительные средства различных литературных приемов в творческой деятельности;
♦ анализировать содержание произведений, определять средства их выразительности;
♦ размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором;
♦ создавать творческие работы;
♦ осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.
Далее в таблицах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 представлены разработанные критерии, показатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности в контексте компетентностного подхода.
Таблица 2.4 Компетентность в самостоятельной познавательной деятельнос ти
Критерии