Художественно-эстетическая направленность

К особенности содержания образовательных программ художественно -эстетической направленности относится их внутренняя подвижность, связанная с личностной ориентацией, учетом творческих способностей детей, выбравших тот или иной вид искусства.

Основными целями программ являются:

♦ развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

♦ воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интел­лектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, спо­собности оценивать окружающий мир по законам красоты;

♦ освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознаком­ление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

♦ овладение практическими умениями и навыками художественно-
творческой деятельности;

♦ формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Традиционными направлениями программ дополнительного образова­ния детей в области художественного творчества являются: музыкальное разви­тие, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, искусст­во танца, театральное искусство, литературное творчество и т.д.

Основными целями программ музыкального развития являются:

♦ развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, му­зыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассо­циативного мышления, творческого воображения;

♦ освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной при­роде, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современ­ном творчестве композиторов; о воздей­ствии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искус­ства и жизнью;

♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музициро­вании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драмати­зации исполняемых произведений;

♦ воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчи­вого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и дру­гих народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к само­стоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музы­кальному самообразованию; слушательской и исполнительской куль­туры учащихся.

Основными целями программ по изобразительному искусству являются:

♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образно­го и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;

♦ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, де­коративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

♦ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоцио­нально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомст­во с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

♦ овладение умениями и навыками художественной деятельности, изо­бражения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представле­нию, воображению);

♦ формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особен­ности.

Основными целями программ по искусству танца являются:

♦ развитие творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

♦ овладение умениями и навыками хореографии, развитие пластической выразительности, физической активности;

♦ воспитание устойчивого интереса к танцевальному искусству своего народа и других народов мира и т.д.

Основными целями программ по театральному искусству являются:

♦ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образно­го и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эсте­тического восприятия действительности;

♦ становление и развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в работе над спектаклем;

♦ воспитание чувства ответственности и понимания собственной роли в творческом процессе и т.д.

Основными целями программ литературного творчества являются:

♦ воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных;

♦ воспитание эстетического вкуса, любовь к художественному слову, языку;

♦ овладение практическими умениями и навыками в различных видах лите­ратурной творческой деятельности: слушании произведения, создании ху­дожественных образов, критической оценке литературного произведения.

В результате освоения образовательных программ художественно-эстетической направленности учащиеся имеют возможность решать следующие познавательные и практические задачи:

Музыкальное искусство:

♦ эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

♦ узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной клас­сики, образцы народного музыкального творчества, произведения со­временных композиторов;

♦ выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровожде­ния): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и со­временных композиторов (по выбору учащихся);

♦ исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произве­дениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

♦ выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведе­ний на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

♦ распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

♦ различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

♦ устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уров­не общности идей, тем, художественных образов;

♦ музицировать дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

♦ размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

♦ продолжать музыкальное самообразование;

♦ определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

Изобразительное искусство:

♦ применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, при­родные и подручные материалы) и выразительные средства изобрази­тельных искусств в творческой деятельности;

♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных ви­дов и жанров изобразительного искусства и определять средства выра­зительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, компо­зиция);

♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

♦ воспринимать и оценивать произведения искусства;

заниматься самостоятельной творческой деятельностью: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Танцевальное искусство:

♦ применять выразительные средства различных танцевальных стилей в творческой деятельности;

♦ анализировать содержание, образный язык произведений разных жан­ров и стилей танцевального искусства и определять средства вырази­тельности;

♦ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства;

♦ исполнять свою партию в ансамбле;

♦ выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных хореографов;

♦ проявлять устойчивый интерес к танцевальному искусству разных стилей;

♦ обладать уверенностью в движении, пластике тела.

Театральное искусство:

♦ преодолевать психологические зажимы;

♦ органично существовать на сценической площадке, импровизировать;

♦ продуктивно сотрудничать в реальной жизни;

♦ участвовать в организации культурного досуга в социальной группе;

♦ создавать творческие работы;

♦ уметь конструктивно общаться в группе сверстников и взрослых;

♦ продолжать самообразование в области театрального искусства: зна­комство с литературой о театре, посещения спектаклей и т.д.

Литературное творчество:

♦ владеть художественными приемами;

♦ применять выразительные средства различных литературных приемов в творческой деятельности;

♦ анализировать содержание произведений, определять средства их вы­разительности;

♦ размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором;

♦ создавать творческие работы;

♦ осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстни­ков и взрослых.

Далее в таблицах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 представлены разработанные критерии, показатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности в контексте компетентностного подхода.


Таблица 2.4 Компетентность в самостоятельной познавательной деятельнос ти


Критерии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: