Цели маркетинговых исследований следуют из определенных маркетинговых и управленческих проблем, требующих своего решения. Достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для менеджера при решении проблем. Они характеризуют тот информационный недостаток, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые проблемы.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их достижения.
При постановке целей МИ задается вопрос: «Какая информация необходима для решения данной проблемы?». Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования.
В зависимости от целей маркетинговые исследования могут быть:
1. Разведочные (поисковые) - направлены на сбор предварительной информации для более точного определения проблем и проверки гипотез.
2. Описательные - заключаются в раскрытии и характеристике общих аспектов конкретной маркетинговой ситуации.
|
|
3. Каузальные - направлены на выявление и обоснование причинно - следственных связей.
Характер целей МИ предполагает выбор конкретных типов исследования, носящих те же названия, а именно: разведочный, описательный, каузальный (экспериментальный).
Функции маркетинговых исследований:
- Диагностирование потребностей в информации – взаимодействие аналитика и менеджера, принимающего решение;
- Определение и выбор переменных для оценки – необходимо уметь переводить конкретную управленческую проблему в эмпирически проверяемые вопросы;
- Соблюдение внешней и внутренней валидности, собираемой информации – владение и корректное использование методологии исследования
- Трансфер информации менеджменту для изучения, принятия решения и контроля
Формулировка задач исследования – это определение информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней. На этой стадии мы формализуем потребность в дополнительной информации в виде конкретных параметров или показателей, которые должны быть измерены в ходе исследования.
Например, для изучения составления «портрета покупателя» в определенном магазине может быть поставлен ряд задач: определить долю постоянных покупателей в общем числе посетителей магазина, выявить отношение к магазину в целом, выявить различия в степени удовлетворенности услугами магазина посетителей и покупателей, определить социально-демографические характеристики посетителей.
Объектом маркетинговых исследований может быть любой элемент комплекса маркетинга, включая окружающую фирму среду, а также разнообразные элементы бизнес коммуникаций.
|
|
То есть, объектом маркетинговых исследований в наиболее общем виде является изучение и анализ действия всех факторов, связанных со снижением риска и неопределенности в сфере маркетинга.
Предметом маркетинговых исследований могут быть конкретные маркетинговые проблемы, подлежащие непосредственному изучению и относящиеся к объекту исследования.
Методология маркетинговых исследований [3]
Методология - это поиск цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели:
Теоретической цели – «истинного знания»;
Практической цели — приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что принято считать истинным знанием.
u Научный метод - совокупность основных способов получения новых знаний и методов задач в рамках любой науки.
u Метод включает в себя способы исследования феноменов систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы, и на основании которых формулируются выводы и предположения.
u Гипотеза – предположение о наличии или отсутствии связи между несколькими переменными. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.[4]
Использование научного метода в маркетинговых исследованиях обеспечивает два типа валидности: внутренней и внешней.
u Внутренняя валидность позволяет оценить в какой мере полученные результаты были обеспечены используемыми маркетинговыми активностями
u Внешняя валидность связана с возможностью обобщения результатов исследования или эксперимента