Раздел 1. Введение

Тема 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Функции истории :

· познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

· прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;

· воспитательна я – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:

1. история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения;

2. история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события;

· практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний;

· социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности;

· мировоззренческая (методологическая) формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития.

Методом в науке называют совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений.

Методы изучения истории (исторического познания ):

· исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами;

· логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей;

· проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

· метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений;

· типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков;

· синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

· сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим;

· ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;

· идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;

· системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии.

Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся :

· принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

· принцип объективности – изучение объективных(то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;

· принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

· принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Основные методологические подходы исторического познания .

· Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.

· Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа.

· Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.

· Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

· Рационализм – признание разума единственным источником познания.

· Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом. Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

· Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

· Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности. Она также изучает закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического процесса в целом, так и на его различные проблемы и стороны.

Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений были летописи. Наибольшую известность получила «Повесть временных лет» монаха Нестора (I четверть XII в.).

Отцом русской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686–1750), современник Петра I, представитель «дворянской» историографии. Он создал первый обобщающий труд по истории под названием «История Российская с самых древнейших времен» и стал о сновоположником «дворянской» исторической науки. Развитие истории связывал с деятельностью правителей.

К «дворянской» историографии относят М.М. Щербатова и И.Н. Болтина (II половина XVIII в.) и Н.М. Карамзина (1766–1826), современника А.С. Пушкина и Александра I, автора многотомной «Истории государства Российского». Н.М. Карамзин считал, что решающую роль в истории играли великие люди.

Представителями «государственной» школы российской историографии вXIX в. были С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев (1820–1879) создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841–1911), автор «Курса русской истории».

Большое влияние на развитие исторической науки в России 30–40-х годов XIX в. оказала дискуссия между западниками и славянофилами. Западники были сторонниками развития России по пути Западной Европы. К западникам относились Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. Славянофилы рассматривали российскую историю как исключительно самобытную. Славянофилами были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др.

После Октября 1917 г. началось создание марксистскойконцепции отечественной истории, она господствовала в исторической науке до распада СССР (1991 г.). Марксизм (учение К. Маркса и В.И. Ленина) стал методологической основой для изучения истории СССР. Одним из основоположников советской исторической науки (родоначальником марксистской концепции отечественной истории) был М.Н. Покровский (1868–1932). Приоритетными направлениями марксистской концепции отечественной истории стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: