Доход, прибыль, рентабельность туристского предприятия

1. Трудовые ресурсы -- часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудового населения и являются важным элементом экономического потенциала страны.

Основой формирования кадрового потенциала туристского предприятия является экономически активное население, или рабочая сила. В соответствии с методологией Международной организации труда, это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и оказания услуг.

Трудовые ресурсы туристского предприятия -- совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав, то есть все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью. Трудовые ресурсы являются главным ресурсом туристского предприятия. В силу специфики труда здесь заняты работники административно-управленческого и производственного персонала. По выполняемым функциям они подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих.

Классификация персонала осуществляется с целью организации учета труда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контроля за фондом заработной платы и выплатами социального характера. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется Общегосударственным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

2. Деятельность туристического предприятия в первую очередь направлена на получение экономической выгоды — способности имущества содействовать притоку в организацию денежных средств или иных активов, формирующих ее доходы.

В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности организации они подразделяются на:

· доходы от видов деятельности организации;

· операционные доходы;

· внереализационные доходы.

Доходами от видов деятельности организации является выручка от реализации, т.е. сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товара (работ, услуг) по ценам и тарифам в соответствии с договором за определенный период времени (объем продаж).

Выручкой от реализации туристической организации являются доходы от основной деятельности, носящей регулярный характер: производство и реализация туристического продукта, реализация дополнительных услуг.

Выручка от реализации признается таковой, если:

· организация в соответствии с договором или иным основанием имеет право на ее получение;

· сумма выручки определена в соответствии с принятой в организации учетной политикой;

· расходы, включенные в фактическую себестоимость товаров (услуг), соответствуют полученной или подлежащей получению выручке.

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий доходы признаются не как выручка, а как внереализационные.

Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности туристической организации, таких как:

· участие в уставных фондах других организаций;

· продажа и выбытие основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, иных активов;

· пользование активами, денежными средствами организации и др.

К внереализационным доходам относятся:

· доходы от сдачи в аренду (лизинг) имущества;

· проценты, полученные за пользование денежными средствами другими организациями и банком;

· суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договора;

· поступления в счет возмещения убытков организации;

· стоимость безвозмездно полученных товаров (услуг);

· принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации;

· суммы кредиторской задолженности;

· положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

· плата за участие в торгах (тендерах) и др.

Прибыль в туризме создается только трудом работников данной отрасли, независимо от его характера. Произведенный в этой сфере продукт станет товаром тогда, когда дойдет до потребителя. Процесс создания стоимости туристского продукта не заканчивается в сфере производства, а продолжается на последующих стадиях его реализации. И на всех этапах его стоимость растет, хотя потребительская стоимость остается при этом неизменной. Поэтому в туризме прибыль является непосредственно созданной в данной отрасли.

Таким образом, можно полагать, что прибыль, созданная в туризме, независимо от соотношения производительного и непроизводительного труда, создается непосредственно в данной отрасли и занимает значительное место в рассматриваемом воспроизводстве.

Конечный результат деятельности туристского предприятия характеризуется не одним, а группой показателей. Но среди них только прибыль отражает превышение полученного результата от реализации туристского продукта и других видов деятельности над всеми его затратами.

С точки зрения бухгалтерского учета, прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:

1) дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными и иными затратами;

2) дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы, земельные участки, оборудование, ценные бумаги)

Прибыль за отчетный период должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно?

Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности /5; с. 113/.

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Различают два вида рентабельности: рассчитанная на основе балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли (чистая рентабельность) /4; с. 361/.

Рентабельность отражает многие стороны деятельности туристского предприятия за определенный период. Существует система показателей рентабельности, которая в свою очередь является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности предприятий индустрии туризма.

Рентабельность характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями.

18)





Подборка статей по вашей теме: