1. Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:
• объем туристского потока;
• среднюю величину туристских расходов в сутки;
• состояние и развитие материально-технической базы;
• показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
• показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).
Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а число дней «высокого сезона» приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.
|
|
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:
• объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
• показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
• показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
• себестоимость услуг туризма;
• прибыль;
• рентабельность;
• финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
• число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
• число туродней по иностранным туристам;
• суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
2. Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также предоставляющих экскурсионные услуги.
|
|
Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:
- крупнейшая индустрия мира;
- ведущий производитель промышленной продукции;
- ведущий налогосдатчик;
- работодатель каждого пятнадцатого из всех работающих;
- самая быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики.
В качестве субъектов-производителей в туристской индустрии выступают туристские предприятия.
Туристское предприятие - юридическое лицо, хозяйственно обособленная производственная единица в составе туристской индустрии, выполняющая одну или несколько функций по производству и реализации туристского продукта. Они могут отправить вас в незабываемые туры в Голландию, Амстердам и еще много куда. Там вы почувствуете себя как в сказке, почувствуете местный воздух, восхититесь местными пейзажами
При этом под туристским продуктом понимается право на тур. Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их оказания, называется туристским ваучером.
Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты.
Туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие формирование, продвижение и реализацию туристского продукта на основе лицензии.
Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продвижение и реализацию туристического продукта на основе лицензии.
Согласно определениям, приведенным выше, отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристского продукта, еще и формируют этот продукт.
За словом “формирование” стоит огромный труд по поиску зарубежных партнеров, выбору гостиниц, подбору экскурсий, переговорам с авиакомпаниями, работой на выставках; точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и отбору агентств.
Другими словами, туроператор “собирает” из различных услуг - оформление визы, перелет, гостиница, страховка, экскурсии и т.п. -некий продукт, или турпакет, продвигает его на рынок и реализует непосредственно клиентам или турагентам. А турагентство - это фирма-посредник между туроператором и клиентом. Хотя в последнее время, кроме посреднических функций, они вынуждены производить свои услуги, добавляя их к основной программе туроператора.
16)